А насколько велика вероятность отравиться именно «огненной водой»? И есть ли разница, где вы покупали исконно русский напиток — в шикарном супермаркете или богом забытой палатке на маленьком полустанке? Действительно ли заморская водка в отличие от российской абсолютно безопасна? На все эти вопросы с помощью экспертизы смогли ответить репортеры «МК».
На любой вкус, на любой кошелек
Итак, задача у нас непростая: водка вам не колбаса, а, как бы сказал мой дедушка, продукт душевный. Но показатели безопасности кроме как опытным путем не проверить. Варианта два: купить несколько образцов и испытать их на друзьях либо отвезти экспертам в «РОСТЕСТ-Москва». Первый вариант мне показался не слишком гуманным, да и на календаре был понедельник, так что я решила выбрать второй.
В магазине полка с водкой выглядит внушительно, мало того что ассортимент огромный, так еще и тару можно подобрать под любое платье: эта бутылка в форме крынки, эта в форме ледника, эта вообще черная, будто скрывает какую-то тайну. Решение пришло в голову не сразу, но в итоге я взяла по одному образцу из разных ценовых сегментов. В мае этого года российское правительство установило минимальную стоимость за бутылку 0,7 мл 287 рублей. Ищем самую «бюджетную», назовем ее образец №1 (она обошлась мне в 370 рублей, «Зимняя дорога ночная», ООО СК «Родник», г. Самара), из средней категории — образец №2 (за 543 рубля, «Талка» АО «Сибирский ЛВЗ», Новосибирская обл.) и самую дорогую — образец №3 (за 2733 рубля, «Грей Гуз», Франция). Расплачиваюсь на кассе и вот уже, весело позвякивая тарой в такси, направляюсь к экспертам.
Капля метанола убивает лошадь
Лаборатория для испытаний алкогольных напитков выглядит как мистическая лавка алхимика. Но помимо различных баночек-скляночек и аппаратов здесь представлена и необычная коллекция из полсотни бутылок водки с гордой вывеской «Выставочные образцы». Навстречу мне выходит инженер Евгения Григорова — женщина скромная, но точно знающая, какая «трудная вода» качественна и безопасна.
— Сначала мы проверим, сколько крепости в наших бутылках, — говорит Григорова и ведет меня к одному из аппаратов. — Перед вами автоматическая дистилляционная колонна. Продукт загружаем в сосуд, добавляем реактивы и начинаем отгонку. Дополнительные вещества нужны, чтобы дистилляция проходила правильно. Под температурным воздействием продукт начинает «изгоняться». Процесс займет у нас около десяти минут. После по плотности получившейся жидкости мы сможем определить, какая доля этилового спирта содержится в водке.
Первое испытание образцы выдерживают легко. Во всех водках оказались обещанные 40% опьянения. Далее эксперимент посложнее. С помощью хроматографа мы будем смотреть, какое количество токсичных микропримесей в продуктах. Визуально этот эксперимент схож с предыдущим: небольшое количество водки также помещают в ячейки аппарата, где под различными температурами ее «гоняют». Далее на экране высвечивается график, по которому эксперт узнает все скрытые секреты напитка. А самое главное — не превышено ли в нем содержание метилового спирта, глоток которого, как говорят, «убивает лошадь».
— Токсичные микропримеси образуются в результате естественного брожения, — рассказывает Григорова. — Водку получают и из пшеницы, и из картошки, и из других пищевых материалов! Сырье сбраживают, бражку отгоняют, потом уже идет процесс ректификации (выделения из полуфабриката первоклассного спирта. — Прим. ред.). Если брать наши напитки, то по содержанию уксусного альдегида (канцероген с резким запахом, опасный для здоровья и вызывающий привыкание. — Прим. ред.) хуже всего себя показывает образец №1, а по метанолу (спирт, употребление которого может привести к летальному исходу. — Прим. ред.) — образец №2. Но в общем качество всех наших водок в пределах нормы. А разница в значениях выходит лишь из-за того, что на каждом заводе стоит разное оборудование очистки и используется разное сырье.
Помимо токсичных микропримесей испытатели проверяют водку и на содержание токсичных элементов, таких как ртуть, свинец, мышьяк и кадмий (эти элементы, к слову, определяются и в других продуктах при проверке на безопасность). Если взглянуть на таблицу, которая получилась у нас после всех испытаний, то станет понятно, что российские водки очень похожи. А вот образец №3 в отношении метанола вышел самый чистый, но зато содержание сивушных масел в нем гораздо больше.
Таблица испытаний
Дегустируй как журавль
Что ж, на безопасность и качество мы все проверили, пришло время выяснить вкус. Хоть по мне, так вся водка одинаковая, но раз задача выяснить «кто есть кто» поставлена, то обмануть ожидания читателя мы не вправе.
Заходим в специальную комнату для дегустации. Внутри расположено пять небольших «загончиков» для экспертов — светлых кабинок со стенками по бокам наподобие отсеков в офисах, со столами и кнопками сигнала для подачи образцов. Но так как пробовать я буду, как и обещала вначале, все на «собственной шкуре», то такие формальности ни к чему.
— Водка должна быть прозрачная, без осадка и без посторонних включений. Для дегустации используется специальный сосуд, — говорит Евгения Григорова, которая уже подготовила мне стол с дегустационными листами, куда я буду записывать свое мнение, бокалами (без отметок, где какая водка — все честно!) и водой. — Если для вина он должен быть в форме тюльпана, то для водки в форме чертополоха (похож на коньячный, только немного меньше. — Прим. ред.). Это связано с тем, как происходит распределение запахов. В дегустационный бокал наливают водку на треть его объема (около 50 куб. см), перемешивают легкими вращательными движениями, обхватив ладонью нижнюю расширенную часть бокала и облегчая этим испарение летучих веществ. Подносят бокал с напитком к носу и делают ряд коротких и частых вдыханий. Аромат должен быть чистый, свойственный водке, без посторонних запахов.
— Далее мы начинаем продукт пробовать, — продолжает инструктаж мой собеседник. — В ротовой полости на языке у нас располагаются особые чувствительные зоны. Зоны горечи, которая свойственна водке, находятся на его самом дальнем конце. Поэтому, когда вы дегустируете продукт, водка должна практически попасть в горло, чтобы вкус продукта полностью можно было прочувствовать. Чтобы это сделать, водку набирают в рот и голову чуть-чуть запрокидывают, получается как у журавля, а потом продукт выплевывают в специальный сосуд и ополаскивают рот водой.
«Журавлем, так журавлем», — подумала я. Напитки разлили по бокалам, расположив в произвольной последовательности. Действовать решила по порядку, чтобы не сбиться. Запах у «чертополоха» с номером 1 был резкий, сразу же вдарил в нос, так что долго «исследовать» его я не стала и применила описанную мне технику. Получилось не очень удачно, водка хлынула в горло. На вкус она была мягче, чем на запах, никаких дополнительных привкусов, кроме оттенка спирта, после я не почувствовала. Дальше последовала очередь бокала №2. У него запах был значительно менее выраженный. Второй «журавль» у меня вышел уже лучше, но сама водка сильно обожгла и даже заставила слегка поморщиться. «Жестковато пошло», — пронеслось в голове. Дело за третьим. Тут вкус меня приятно удивил. Некая легкая сладость, но не выраженная, а гармоничная.
— Итак, за номером 1 у нас скрывался образец №2, — подвела итог Евгения. — Номер 2 — наш гость из Франции — образец №3. И фаворитом ваших личных убеждений становится номер 3 — образец №1.
Поворот неожиданный. Для уверенности я прошлась по испытуемым еще раз, но знание ценовой категории мои ощущения не изменило. Но как же так? Почему иностранная дорогущая водка показалась мне такой «жесткой»?
— «Жесткость» продукта мы ощущаем небом, — рассказывает Евгения. — Его вкус зависит от воды, используемой для изготовления, и остального сырья. Запах связан с качеством очистки спирта, например «сырец» (полуфабрикат спирта для водки) токсичен, и аромат от него резкий и соответствующий. Но в данном случае спирт во всех образцах хорошо очищен. Вообще существует понятие, что есть водка «женская» и «мужская», то есть более ядреная. Это не говорит о безопасности или качестве продукта, а зависит от технологии производства. Опять же это больше умозрительное заключение, потому что в ГОСТе такой нюанс никак не прописан. Скорее обиходное понятие. Кстати, если при глотке вас передернуло — это тоже еще не значит, что водка плохая.
Учите матчасть!
Вообще все сорокаградусное на прилавках магазинов можно разделить на три категории: это водки, водки особые и спиртные напитки. С первой категорией все ясно — ее точно и детально описывает ГОСТ. Кстати, специалисты отмечают, что в нашей стране стандарт на этот продукт самый требовательный и жесткий, поэтому в 99% случаев вся водка с легкостью проходит любую экспертизу.
Ко второй категории: «водки особые» — относится напиток, в котором помимо спирта и воды есть еще и ароматная натуральная добавка. Например, когда используют настой лимона. Такие виды алкоголя приятно пахнут, но визуально от «простых» водок ничем не отличаются.
А вот если «беленькая» уже совсем не беленькая или пахнет хорошо из-за искусственных ароматизаторов (чем чаще всего грешат иностранные производители, так как в их стандартах это разрешено), то она уже называется «спиртной напиток: водка». Кстати, в отличие от России за границей используется и иной способ получения спирта. Если у нас абсолютно весь «сырец» ректифицируют, то на Западе получение спирта идет преимущественно дистилляционным способом. Притом способы эти различаются только технологией, но никак не качеством и безопасностью итогового продукта. При получении спирта дистилляционным способом сырец перегоняют, нагревая в колбе, он испаряется из браги и конденсируется, а полученные капли собирают. Чтобы увеличить крепость и избавиться от лишних примесей, итоговый продукт конденсируют несколько раз. Ректификация же — это разделение многокомпонентной спиртсодержащей смеси на чистые фракции (этиловый и метиловый спирты, воду, сивушные масла, альдегиды и другие), имеющие разную температуру кипения, путем многократного испарения жидкости и конденсации пара на контактных устройствах (тарелках или насадках) в специальных противоточных башенных аппаратах — колоннах.
Что же выбрать?
— Конечно, самое верное решение при выборе водки — не брать ее с рук и без акцизных марок, — резюмирует Евгения Григорова. — Сама же цена на продукт обоснована в основном маркетинговыми ходами и затратами производителя. Правда, иногда проверить, действительно ли завод-изготовитель потратил уж столько сил, чтобы приготовить эту конкретную водку, очень сложно. Например, наш образец №2 компания представляет как водку на воде из ледников. Звучит заманчиво? Да, но проверить это никак нельзя! То есть при той степени очистки, что необходима для изготовления продукта, вода из-под крана и вода с Эвереста будет одинаковой. В Европе, например, выпускают водки с кусочками сусального золота или серебра, которые значительно дороже даже люксовых продуктов. Для них сейчас готовятся изменения в российском ГОСТе. Но вкус у них мало чем отличается от простой водки. Так что цена российской «трудной воды» чаще зависит от бутылки, чем от ее содержимого.
Самые свежие новости - в нашем Telegram-канале