Секс пенсионеров: "Возрастная любовь очень актуальна"

Поразительная статистика и новые увлечения пожилых людей

В Европе вошел в моду антиэйджинг (от англ. age — возраст) — движение в противовес эйджизму, отрицающее привязку определенных событий и поступков к возрасту — например, после 70 жениться глупо и стыдно, родить надо до 40, носить мини уместно до 30 и т.д. Европейские пенсионеры, как самая материально защищенная, независимая и обладающая свободным временем часть населения, усмотрели в этом дискриминацию по возрастному признаку — и победили! И теперь то, над чем не смеялись вслух только из вежливости (70-летняя красотка в мини или 80-летние молодожены), стало трендом. А поскольку европейская мода теперь добирается до нас очень быстро, знайте: на пенсии жизнь только начинается — и деловая, и половая.

Поразительная статистика и новые увлечения пожилых людей
Фото: featureshoot.com

Пенсионерия всех стран, объединяйся!

СПРАВКА "МК"

Эйджизм — дискриминация, осуществляемая одними возрастными группами по отношению к другим возрастным группам. Термин введен в 1969 году американским геронтологом Робертом Батлером, считавшим, что укоренившееся среди молодых неприятие старости — это проекция личного страха старения как символа болезней, беспомощности и близкой кончины. Батлер считал, что эйджизм особенно силен в США, называющих себя страной «молодых и энергичных». Американскому укладу он противопоставлял японский, где традиционно почтительное отношение к пожилым.

Придуманный феминистками, антиэйджинг легко покорил Европу на волне винтажного бума (мода на вещи из бабушкиного сундука). Модные дизайнеры поддержали явление первыми, благо отмена возрастного ценза в моде расширяет их аудиторию. И требуемое феминистками «равенство всех возрастов в деле потребления остромодных новинок» им выгодно. Не случайно Донателла Версаче в конце сентября, показывая свою новую коллекцию на Миланской неделе моды, выпустила на подиум звезд 90-х — 51-летнюю Синди Кроуфорд, 49-летнюю Карлу Бруни-Саркози, 48-летнюю Хелену Кристенсен и 47-летних Наоми Кэмпбелл и Клаудию Шиффер. Их неувядающий вид стал не только символом ренессанса моды тех лет, когда они были на пике славы, но и посланием антиэйджизма: «Следите за собой и новинками моды — и старость отступит, ибо она только в наших головах».

Наглядно доказали торжество антиэйджизма миланские улицы во время Недели моды, хитом стритлуков (интересных уличных образов, за которыми в эту неделю традиционно охотятся фэшн-фотографы), на которых стали именно «пенсы». Чем смелее, ярче и интереснее одет миланский прохожий, тем больше ему лет. Молодые предпочитают более повседневный стиль (джинсы, кроссовки, майки, толстовки), что отражает их образ жизни — зарабатывание денег, выгул маленьких детей и т.д. А пожилые уже заслужили средства и время на то, чтобы быть шикарными, и теперь отстаивают свое право не подвергаться за это насмешкам.

Миланским «пенсам» это уже удалось: «лайфстайл» у них вальяжно-расслабленный, и наряды под стать. А у окружающих они вызывают только умиление, ведь каждый однажды пересечет тревожный полувековой рубеж. Вот и заседают нарядные итальянские бабули и дедули в кафе с аперитивами средь бела дня.

В Европе уже привыкли к молодоженам после 60, которые либо ждали, когда вырастут дети-внуки, чтобы соединиться со своей истинной любовью, либо зарабатывали деньги на безбедную старость и теперь готовы к пожизненному медовому месяцу. Во многих странах открылись «университеты третьего возраста» — вузы, куда принимаются только лица после 50. Это деликатная форма предоставления им площадки для знакомства и общения в процессе посещения лекций, всяческих клубов по интересам и бесконечных «студенческих» вечеринок.

— У меня такое ощущение, что я переживаю вторую молодость, — делится 66-летняя Людмила, наша соотечественница, последние 30 лет живущая в Лондоне. — Я по образованию филолог, но сейчас поступила на специальность программиста в «университет третьего возраста», там же на другом факультете преподаю русский, хожу в школу бальных танцев, и у меня завелся поклонник. Возможно, я даже выйду замуж! Я в разводе с 1992 года, успела отдохнуть. А больше ничто мне не мешает: дочь с внуками в России, приезжает раз в год. У меня много друзей, но одной в квартире бывает одиноко.

Из Венеции в конце сентября отправился первый в истории секс-круиз, организованный мексиканской туристический компанией: из 690 билетов 80% приобрели пассажиры старше 40 лет. В маленьких итальянских городках на озере Комо, славящихся своим полезным климатом, в бархатный сезон большинство ночных клубов проводит пати «Осенний вальс», название говорит само за себя.

Фото: featureshoot.com

Ты чье, старичье?

Антиэйджинг — безусловно, благо, ибо, как говорится, все там будем. Однако, как показывает изучение вопроса, в России с амурами на пенсии не все так гладко. И виной тому отношение не только общества, но и «пенсов» самих к себе.

71-летняя Людмила Петровна и 75-летний Аркадий Львович (имена изменены по просьбе пары) познакомились в маршрутке. А теперь, по их словам, «ведут двойную жизнь тайных агентов» в страхе, что об их романе узнают их дети.

— Прямо как подростки! — горько усмехается седовласый Аркадий Львович, бывший сотрудник научного института. — Пока тепло, в парке гуляем, а если холодно, то в закусочную или в кино. Несколько раз, стыдно сказать, отель на час снимали. В августе в круиз по Волге ездили. Так на речном вокзале даже не поздоровались, чтобы провожающие нас дети ничего не заподозрили. И так уже почти два года.

Людмила Петровна вспоминает момент их знакомства:

— Меня тогда только проводили на пенсию, я до 69 лет в своей поликлинике доработала, никто на мое место в участковые не стремился. Первые недели две разбиралась с накопившимися делами. А потом вдруг ощутила пустоту, хотя живу с сыном и его женой. С мужем развелась давно, больше замуж не вышла, как-то не сложилось. Внуков нет, нянчить некого, невестка деревенская, хозяйственная, сама все умеет, а помощников не терпит. Говорит: «Да не лезьте вы, мама, наслаждайтесь свободой!»

Людмила Петровна рассказывает, как пыталась последовать совету невестки — сходила в парк, в театр. Но в одиночку гулять быстро наскучило, а подружки — кто еще работает, кто с внуками сидит, кто болеет или ухаживает за болеющим супругом.

— В нашем возрасте потусоваться, как выражается мой сын, особо никого не вытянешь, — улыбается женщина. — И вот как-то собралась на рынок, захожу в маршрутку. А там мужчина мне место уступает. Я ему улыбнулась и поблагодарила. Он тоже у рынка сошел, вместе пошли, разговорились...

Судя по тому, как он и она нежно смотрят друг на друга, пылкость чувств от возраста никак не зависит.

— Мы хотели пожениться, чтобы не скитаться по общественным местам, — опережает мой вопрос Аркадий Львович. — Но мои сын и дочь, как только заикнулся о женитьбе, взбеленились не на шутку. Маму свою стали вспоминать, а она, жена моя, царствие ей небесное, уж 8 лет как скончалась. Заявили, что я подцепил аферистку, которая зарится на нашу квартиру, хотя Люсю никогда в глаза не видели. В общем, гадость, даже повторять не хочу. В итоге даже пригрозили в дурдом сдать, если не прекращу маразм. Я с ними после этого не разговариваю, но жить приходится под одной крышей, деваться мне больше некуда. Была дача, но сын ее продал. У Люси тоже больше ничего нет.

— У Аркаши квартира огромная, шикарная, в доме старых большевиков, — поясняет Людмила Петровна. — Вот его дети и боятся, что я и мой сын смогу претендовать на их жилплощадь, если мы поженимся. И никаких доводов даже не слушают. Их можно понять: сейчас время такое страшное...

— Но почему бы вам тогда просто вместе не жить без регистрации брака, если вы так щадите своих детей?

— Да мы и на это готовы! — восклицает Аркадий Львович. — Но мои наотрез отказались к нам Люсю пускать. Ничего не слушают! Говорят: «Если съедешься с ней, по-любому окрутит!» А Люсины сын с женой вроде и не против, но только если мы не у них будем жить. И их можно понять: квартирка маленькая, двухкомнатная — там не только поселиться, даже встречаться стыдно, стенки тонкие, все слышно. А потом у них детки пойдут — совсем тесно станет... Мы к Люсе домой заходим, только когда ее дети на работе. Снимать квартиру нам не на что, такие великие пенсии не заработали. Но зато у нас, считайте, вторая молодость — парки, кино, ночлежки...

— То есть всех можно понять, кроме вас? — уточняю я.

— Ну, мы же уже свое пожили, а они молодые! — чуть ли не хором отвечают пенсионеры.

Фото: featureshoot.com

Гримасы возрастной любви

Не ставить на себе крест ни в каком возрасте, конечно, прекрасно. Но иногда в силу обстоятельств то, что в возрастных любовниках мило и трогательно, может стать нелепым и смешным. Одно дело ощущать молодость души и совсем другое — в 60 лет вести себя как пубертатный подросток.

Лариса Евгеньевна (имя изменено) недавно отпраздновала свое 62-летие. Но настаивает, чтобы к ней обращались без отчества — просто Лорочка. С увлечением рассказывает, как всю жизнь служила при театре. Не уточняя, кем именно. Но вид у Лорочки и впрямь богемный — яркий макияж, длинные платиновые волосы, кровавый маникюр и помада, тяжеловесная бижутерия и кожаный костюм. Фигура у Лорочки отменная, омолаживающие процедуры регулярные, но все-таки видно, что это ухоженная дама средних лет, а не старлетка. Однако Лорочка, судя по всему, этого не понимает:

— Вы про возрастную любовь пишете? Это очень правильно! Сейчас это очень актуально. Я вот куда ни пойду, на меня всюду мужчины прямо кидаются! Потом звонят, буквально измором берут, под окнами стоят! Но я разборчивая, выбираю долго, поэтому никак не выйду замуж, — кокетничает моя собеседница.

Если вы думаете, что у этой нестареющей нимфы не все дома, то вы ошибаетесь. Во всем, что не касается адюльтеров, она трезвая и даже прагматичная женщина. У нее есть жилье, материальная помощь от детей, живущих за рубежом, три брака в прошлом.

— У сестры какая-то мания казаться женщиной-вамп! — жалуется младшая сестра Лорочки, которая нас и познакомила. — Может, у нее возрастное отклонение? Как мне ее защитить от аферистов? Она ничего не хочет слушать, живет одна, какие-то поклонники... Началось это у нее года два назад: стала постоянно вещать о том, как ее донимают страстные поклонники. Больше ни о чем и не говорит, аж перед знакомыми за нее стыдно! Придумала себе легенду, что она бывшая прима драмтеатра, что за ней в советские времена стал ухаживать резидент иностранной разведки, поэтому ее «ушли» с работы. Но она к Мельпомене никакого отношения не имеет. Иногда мне всерьез кажется, что она сошла с ума! И очень страшно за нее, ведь кругом так много черных риелторов! Вы посмотрите, как она одевается! Да любой мошенник издалека увидит, чем завлечь такую 62-летнюю «артистку»!

— Вы бы ее аккуратненько психологу показали, — советую я.

— Да показывали уже! — машет рукой сестра. — Привели ей под видом страстного поклонника. Но он сказал, что она просто демонстративная личность истероидного типа! Внимания ей не хватает, короче. А с головой у нее все в порядке. Но у меня все равно за нее душа неспокойна.

— Угадайте, почему я не работаю? — кокетливо хлопает мне ресницами Лорочка. — Я как только прихожу на собеседование, все начальники сразу заигрывать начинают. И я думаю, если уж в первый день такое, то дальше и вовсе проходу не дадут, и отказываюсь. В СПА тоже с девочками из-за этого не хожу. Как-то пошла, так на меня массажист набросился, изнасиловать хотел. А я жду достойного меня. Чтобы благородный, обеспеченный, красивый, молодой...

Специалисты-геронтологи, изучающие социальные, психологические и биологические причины старения и способы борьбы с этим процессом, считают, что поведенческие перекосы у их контингента начинаются, когда они чувствуют себя выпавшими из жизни. По их словам, подобный эпатаж почти не свойствен европейским пожилым людям в силу «вписанности» их в социум, а чаще всего наблюдается у американских, так как за океаном имеет место завуалированное под заботу недоверие к дееспособности пожилых людей.

На пенсию граждане США обоих полов выходят в 67 лет, причем власти хотят поднять эту планку до 70 лет из-за растущей продолжительности жизни. То есть человек 50–55 лет по американским меркам еще молодой, до пенсии далеко. А как только пенсионер получает свое весьма щедрое довольствие, государство начинает о нем заботиться — чаще по просьбе его близких. К примеру, никто не может запретить 85-летнему гражданину США жениться на 20-летней девушке. Но родственники жениха перед свадьбой могут выразить беспокойство, все ли у него нормально с головой, и потребовать консилиум из врачей и юристов, который государство им предоставит. Этот консилиум и вынесет вердикт, по своей ли воле молодожен идет под венец или виной тому его плохое самочувствие. Если верить местным жителям, в некоторых штатах США процедура бракосочетания для пенсионеров усложняется в части регулирования раздела имущества при разводе. По форме это обязательные предварительные консультации психологов и юристов с целью помочь заключить брачный контракт, оберегающий брачащихся от внезапного коварства (маразма) друг друга. А по сути это унижает пожилых молодоженов, ведь они понимают, что таким образом проявляется недоверие к их адекватности. Поэтому после обретения пенсии американское «старичье», в отличие от европейского, предпочитает не жениться, а веселиться назло списавшей его в неадекват «стране молодых». И американские бабушки и дедушки отправляются в секс-туры и объединяются в полиаморные (групповые) семьи безо всякой регистрации, благо для этого консилиум не требуется.

Есть ли секс после пенсии?

Геронтологические исследования свидетельствуют, что в России после 50 лет сексом несколько раз в неделю занимаются 24% мужчин. А 20% мужчин регулярно занимаются сексом… после 85 лет! Женщины в возрасте 50+ занимаются сексом реже, чем мужчины и чем более молодые женщины, но не по причине нежелания, а потому, что стесняются искать себе партнеров.

— Обратите внимание, что это происходит на фоне массового отказа от секса более молодой части населения! — подчеркивают в российском институте геронтологии. — Если мужчина и женщина после 50 не страдают какими-то тяжелыми заболеваниями (а мелкие возрастные болячки есть у всех), то причина их отказа себе в сексе может быть только в голове. Даже после 80 лет у среднего мужчины вырабатывается примерно 60% от того уровня тестостерона, который был у него в молодости. К тому же, выйдя по возрасту на пенсию, мужчины перестают нервничать и уставать на работе и больше времени посвящают своему здоровью и поддержанию хорошей формы. А большинство женщин утверждают, что именно после 50 секс начинает их по-настоящему радовать: исчезает необходимость предохраняться, стабилизируются гормональный фон и настроение женщины.

Выходит, если российские пенсионеры последуют примеру своих западных сверстников и внутренне разрешат себе любые отношения, которые позволяет им здоровье и желание, то и отношение общества к ним изменится. А если они почувствуют, что социум принимает их на равных, то и вызывающее поведение, делающее их смешными, для самоутверждения им больше не понадобится.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27527 от 21 октября 2017

Заголовок в газете: Пенсия — возраст любви

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру