Глава Росреестра Виктория Абрамченко ответила на острые вопросы

И подробно рассказала о работе своего ведомства

Наглость мошенников, отжимающих у москвичей квартиры, достигла апогея. Один из последних случаев: Виктория Кузнецова в начале января 2017 года сдала свою «однушку» на улице Краснобогатырской (договор аренды оформила, все формальности соблюла), а сама уехала жить на дачу. Три месяца жилец исправно платил деньги, а потом перестал. Вскоре выяснилось, что он поменял замки входной двери, переоформил квартиру на себя и... продал! Сейчас вернуть квартиру Кузнецовой помогают члены Общественного совета ГУ МВД Москвы и правозащитники, но процесс этот, увы, долгий и мучительный.

Подобных печальных, если не сказать страшных историй, теперь удастся избежать с помощью новшества Росреестра. Собственника будут информировать о попытках сделать хоть что-то с его недвижимостью, и он сам дистанционно может установить запрет на любые действия со своим жильем. А новые законопроекты призваны обезопасить тех, кто только покупает квартиру с сомнительным прошлым, и вернуть часть потраченных средств тем, кто уже сделал это и у кого по суду отобрали жилье.

Об этом и других жилищных коллизиях — наша беседа с заместителем министра экономического развития России, главой Росреестра Викторией АБРАМЧЕНКО.

И подробно рассказала о работе своего ведомства
Виктория Абрамченко.

— Виктория Валериевна, исполнился год с момента, как вы заняли пост заместителя министра экономического развития и возглавили Росреестр. Это произошло накануне перехода России на новую систему регистрации недвижимости. Мы получали письма читателей о том, что переход происходит, скажем так, не очень гладко. С какими сложностями вы столкнулись в тот момент? Удалось ли их преодолеть?

— Главная проблема — нам нужно было очень быстро, за два месяца, обучить всех регистраторов работать по новым правилам. Вторая сложность — электронные сервисы для оказания услуг через сайт Росреестра по новым требованиям были не готовы. Но тем не менее с 1 января этого года, то есть с того момента, как вступил в силу новый закон, все граждане получили возможность зарегистрировать недвижимость уже по новым правилам.

Электронные сервисы, которыми можно было воспользоваться, вводились постепенно и заработали в полном объеме с марта. Сейчас уже не только все наладилось, а мы идем с опережением. Средний срок оказания услуги по регистрации прав в России составил 6 рабочих дней при нормативном (предусмотренном в новом законе) в 7. В 2016 году, напомню, нормативный срок регистрации прав равнялся 10 рабочим дням.

— Одна из проблем, которая поднималась в письмах наших читателей, — это отказы и приостановления при оказании государственных услуг. Есть ли изменения в этом вопросе?

Да, и это работа всего коллектива. Я ввела персональную ответственность руководителей территориальных органов за качество оказания госуслуг. Более того, введена персональная ответственность руководителей отделов регистрации в территориальных органах за действия регистраторов. Таким образом, сейчас проводится двойная проверка документов перед принятием решения. Помог и новый закон. Теперь на законодательном уровне установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановлений и отказов при оказании госуслуг. Государственный регистратор прав обязан указывать причину только из этого перечня.

Как результат — меньше стало отказов. По России при регистрации прав (более 17 млн регистрационных действий за 9 месяцев 2017 г.) доля приостановлений сократилась на 23%, отказов — на 27%. При кадастровом учете (около 30 млн учетных действий за 9 месяцев 2017 г.) доля приостановлений сократилась на 6%, отказов — на 14%. В Москве, например, доля отказов при учете сократилась в 2,3 раза.

— На протяжении последних лет Росреестр сотрясали коррупционные скандалы. Как вы подошли к решению этой проблемы?

— Что такое коррупция в Росреестре? Это прежде всего когда людям оказываются услуги за деньги, через посредников. Вот с этим мы стали бороться в первую очередь на тех территориях, где такие факты были зафиксированы. Это Ленинградская и Московская области прежде всего. Вот в этих регионах была проведена существенная анитикоррупционная работа. В итоге там сейчас можно получить услуги Росреестра быстро и качественно.

Мы сейчас активно развиваем бесконтактные технологии, когда клиенты общаются с Росреестром с помощью электронных сервисов. Тут все прозрачно, отсутствует сама почва для коррупционных проявлений.

Статистика подтверждает правильность выбранного нами пути: количество возбужденных уголовных дел снизилось с 24 в 2016 году до 12 в нынешнем.

Сотрудники Росреестра за работой. Фото: rosreestr.ru

— Но если прямо сейчас в Интернете ввести запрос «регистрация в Росреестре», поисковая система выдаст сотни сайтов-посредников, предлагающих за вознаграждение ускорить получение госуслуг!

— Мы знаем об этой проблеме и решаем ее. Объемы этого рынка, по нашим данным, превышают 2 миллиарда рублей в год. Появились даже сайты-двойники, очень схожие с официальным сайтом Росреестра. Мы придумали даже новый термин: «перепродажа сведений». То есть те данные, которые человек может спокойно получить в Росреестре из системы Единой регистрации недвижимости, перепродаются посредниками с многократной наценкой. Мы подготовили ряд поправок в закон, чтобы подобных ситуаций больше не было. Будут внесены также изменения в КоАП — за такие посреднические услуги фирмы привлекут к административной ответственности, назначат большие штрафы.

— Правильно я понимаю, что сейчас они деньги делают, по сути, из воздуха?

— Да, и из нестыковок в нормативной базе. Наше население, к сожалению, не всегда обладает необходимой юридической грамотностью: в случаях, когда можно быстро и удобно получить сведения от государства, оно обращается в фирмы и платит за это огромные суммы. Поэтому мы работаем над повышением правовой культуры наших граждан. Мы просим наши территориальные органы больше общаться с людьми.

— Но как? Вам же сократили количество сотрудников, чтобы как раз перейти на бесконтактный метод работы…

— Консультации могут быть дистанционными, с использованием, например, Скайпа. Некоторые территориальные органы (порядка десяти, но в их число Москва пока не входит) уже ввели эту практику. Также мы попросили МФЦ выделить отдельные помещения, где бы сидели регистраторы и, что называется, у всех на виду бесплатно консультировали людей.

Плюс у нас есть колл-центр, который работает круглосуточно во всех регионах России. Там всегда можно проконсультироваться. Колл-центр работает 24 часа, семь дней в неделю, и время ожидания — меньше минуты. Я сама пробовала звонить, причем оказалось, что у нас есть некоторые сотрудники, которые способны отвечать на английском языке.

Для взаимодействия с бизнесом запущен специальный портал, через который поступают обращения от зарегистрированных пользователей. Все обращения рассматриваются в центральном аппарате Росреестра под моим личным контролем. В настоящее время среди пользователей портала — преимущественно крупные застройщики, АИЖК, АСИ.

— Но вот на прием к кому-то из руководства Росреестра теперь будет не попасть?

— Наоборот. Я раньше принимала граждан раз в квартал, а сейчас перешла на режим один раз в месяц и всем руководителям территориальных органов рекомендовала сделать то же самое. Слишком много людей сталкиваются с серьезными проблемами, и порой только взаимодействие с руководителями позволяет их решать. Как правило, приходят посетители, у которых сложные истории. Там вовлечены и нотариусы, и риелторы, все крутится вокруг семейных конфликтов, где, как правило, уже есть не одно судебное решение. Мы стараемся всегда помочь этим людям, даже если это не только проблема Росреестра.

— Регистраторов стало меньше — они, может быть, стали больше получать, чтобы снизить коррупционные риски?

— Регистраторов сейчас порядка 11 тысяч человек. Мы создали реестр регистраторов. Там есть данные, когда человек принят на работу, выдан ли данному регистратору прав ключ электронной подписи, какое количество решений и какие конкретно решения он принимает.

Росреестр находится на 28-м месте из 37 федеральных органов, значительно уступая другим ведомствам.

Пока, к сожалению, зарплата у регистраторов ниже, чем, скажем, у полицейских. Это приводит к тому, что наши люди переходят работать в МФЦ и другие ведомства. За последние два года отток специалистов — больше трех тысяч человек. Это тревожная тенденция. Костяк экспертов в системе должен оставаться. Для этого мы планируем повышать заработную плату.

Фото: rosreestr.ru

— Вы анализируете, в каких городах и весях регистраторы успешнее всего справляются с задачами? Распространяете передовой опыт на другие территории?

— Спасибо за вопрос, он очень важный. Законодательство много раз менялось, и система стала сложной даже для самих работников. А обычным людям в ней невозможно разобраться. Поэтому мы поставили две задачи. Первая: обобщить лучшие практики в субъектах. К примеру, в Татарстане или Великом Новгороде это работа с МФЦ, в Башкирии — с кадастровыми инженерами. Причем передовой по одному из показателей регион может находиться внизу рейтинга по другим. В этом году подготовлены для внедрения повсеместно 20 лучших практик.

Второе направление — описание частных жизненных ситуаций. Это четкий рецепт, что нужно делать в той или иной ситуации. Необходимо оформить наследство? Описывается, какие документы, куда и как принести. Как продать квартиру, где прописаны малолетние дети. И снова пошаговая инструкция с описанием всех нюансов, возможных сложностей и их решений.

Сервис «Жизненные ситуации» в ближайшее время будет доступен всем россиянам на сайте ведомства.

— На сайте Росреестра появился сервис «Личный кабинет». Зачем?

— Это современный способ уйти от живого общения и возможность быстро получить наши услуги. С момента запуска сервиса в начале 2017 года в «Личном кабинете» зарегистрировались уже 350 тысяч уникальных пользователей. Сейчас любой из них может посмотреть сведения о своей недвижимости. Если что-то с ней будет происходить, человек мгновенно получит оповещение. В «Личном кабинете» можно «повесить флажок» на невозможность совершения сделок с недвижимостью без личного участия правообладателя. То есть не выходя из дома можно максимально себя обезопасить. Эта опция позволяет поставить барьер для мошенников, которые действуют по поддельным доверенностям.

— Помог бы «Личный кабинет» Кузнецовой?

— Все, что с ней произошло, произошло по поддельным документам, и никак иначе. Наличие ограничения на действия с недвижимостью без личного присутствия, поданное посредством «Личного кабинета», могло бы задержать преступников, остановить их и не допустить совершения сделки без ведома женщины. Она сразу же бы получила сигнал, что кто-то пытается сделать что-то с ее квартирой.

— Какие еще передовые технологии Росреестр внедряет для удобства граждан?

— Росреестр вообще один из пионеров в части реализации электронных госуслуг. Мы обмениваемся с различными федеральными органами 800 миллионами сведений в год! Понятно, что для этого системы и технологии должны быть передовыми.

Со Сбербанком мы сделали проект, который позволяет вдвое сократить сроки оформления прав на квартиры, приобретенные с использованием кредитных средств. Менеджеры банка сами общаются с Росреестром в электронном виде. Это позволило снизить процент по ипотеке. Гражданину нужно прийти всего лишь один раз в офис банка, не посещая Росреестр или МФЦ. Плюс ипотека по вторичному жилью тоже проще — банк таким образом еще и проверяет чистоту сделки. Благодаря проекту граждане подают документы на регистрацию прав в офисах банка или офисах застройщиков при оформлении недвижимости без посещения Росреестра. В Московской области в рамках проекта со Сбербанком была создана «фабрика» электронной регистрации, что позволило снизить срок с фактических 12 рабочих дней в феврале до 1 дня в октябре.

Еще одним достижением Росреестра является участие в пилотном проекте по применению технологии блокчейн при регистрации договоров участия в долевом строительстве. Наше ведомство совместно с ВЭБ и АИЖК работают над созданием блокчейн-решения, которое позволит значительно сократить сроки взаимодействия с компенсационным фондом долевого строительства. Проект реализуется с целью усиления дополнительной защиты прав и законных интересов участников долевого строительства.

— Как Росреестр решает дилемму с проверками соблюдения земельного законодательства? С одной стороны, проверки — это давление на бизнес, с другой — уменьшение их количества может спровоцировать разного рода жуликов на самозахваты, незаконное строительство, нецелевое использование земли и т.д.

— Вообще земельный фонд Российской Федерации очень большой — 17 миллионов квадратных километров. Проверять все эти земли сложно. Но в первую очередь земельные инспекторы (сейчас их более 3 тысяч) мониторят участки, где по статистике частота земельных правонарушений наиболее высокая. Это, во-первых, земли вокруг крупных городов. Во-вторых, земли, где стихийно возникают свалки. В третьих, сельскохозяйственные земли.

Мундир царских инженеров — предшественников современных земельных инспекторов. Фото: rosreestr.ru

— Если провести параллель, как работал земельный инспектор во времена царской России и как сейчас, — что изменилось?

— Раньше этим занимались не инспекторы, а межевые инженеры. Это были люди дворянского сословия, которым было дозволено разрешать любые земельные споры. К ним относились с большим уважением.

— Видела их мундиры в музее Росреестра — очень впечатляют. Сегодня у ваших сотрудников формы нет?

— Нет, сейчас форменная одежда не предусмотрена. Мы думали о том, чтобы ее вернуть, тем более есть повод: преддверие 10-летия Росреестра, которое будет отмечаться в следующем году, и 20-летия создания системы регистрации прав в России. Но Росреестр — это геодезия и картография, это контроль и надзор, это кадастровый учет, это регистрация прав. И придумать форму, которая объединит в себе эти составляющие, достаточно сложно. Нужно долго работать с геральдистами.

— Распространенная проблема для собственников недвижимости — завышенная кадастровая стоимость. Как Росреестр помогает гражданам и бизнесу решить ее?

— Росреестр не занимается кадастровой оценкой. Эту работу выполняют оценщики по заказу региональных органов власти. Сейчас создаются бюджетные учреждения, которые будут за это отвечать. Росреестр участвует в работе комиссий по досудебному оспариванию стоимости. В 2017 году количество положительных решений, то есть тех, которые принимаются в пользу заявителя, составляет больше 50%.

Ведомство предлагает несколько способов узнать кадастровую стоимость. Во-первых, в электронном виде на сайте Росреестра: в «Личном кабинете» правообладателя, в выписке из ЕГРН или в режиме реального времени — с помощью сервиса «Информация об объекте недвижимости в режиме online». Сведения из Единого реестра недвижимости о кадастровой стоимости недвижимости также можно получить при личном обращении в офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ.

— Недавно вступившая в действие «лесная амнистия» уже начала действовать на практике? Чиновники на местах понимают, как исполнять закон?

— Закон вступил в силу с 11 августа. Мне, правда, не нравится название «лесная амнистия». Оно не совсем точно отражает суть закона. Он никого не амнистирует, а защищает права добросовестных граждан, чьи земельные участки пересекаются с участками лесного фонда. Минэкономразвития России и Рослесхоз выпустили несколько разъяснений по применению закона.

— Появилась тенденция, когда представители религиозных общин селятся в лесу, огораживают для себя огромную территорию, возводят там дома, разводят пастбища… Росреестр выявляет такие факты и борется с ними?

— Конечно. Большую территорию страны не обязательно обходить ногами — можно сделать это с помощью спутника, использовать беспилотные технологии.

А вообще все, о чем вы сказали, позволено только коренным и малочисленным народам. В остальных случаях, с точки зрения Гражданского кодекса, это является самовольной постройкой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Сейчас много внимания привлекает к себе проект закона, защищающий права добросовестных приобретателей жилья. Расскажите, в чем его суть и когда ожидается его принятие?

— Принятие закона защитит права многих людей. Только в Москве сейчас рассматривается порядка 160 исков: из-за пороков приватизации добросовестные приобретатели вынуждены в суде доказывать свои права на квартиру. Может смениться несколько собственников, прежде чем вскроется преступление. Крайний в этой цепочке — как правило, добросовестный приобретатель; так вот, после принятия закона он не отправится на улицу из-за не выявленных вовремя мошенников. Многие люди теперь вздохнут спокойно, потому что до сих пор сделка с такой недвижимостью воспринималась как некая опасная и рискованная операция.

Рассчитываем, что закон будет принят в осеннюю парламентскую сессию.

Есть еще один законопроект, который планируется рассматривать в комплексе с ним. Он предусматривает компенсацию для тех добросовестных приобретателей, у которых квартира уже была истребована (до принятия первого законопроекта). Предполагается, что компенсацию они получат из казны Российской Федерации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27524 от 18 октября 2017

Заголовок в газете: Как защитить собственника

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру