Сесть в такси к наркоману: история одной жуткой поездки

В случае тяжелой аварии пассажир и его родные получат гроши, а то и вообще ничего

Героиня этой истории, москвичка Елена Гращенкова, чудом осталась жива, после того как водитель на большой скорости протаранил дерево и фонарь. На этом везение пассажирки закончилось: крупнейший агрегатор, через который она вызвала машину, «умыл руки». Посредниками оказались два таксопарка, которые, впрочем, тоже отказались брать ответственность за происшествие. Однако вскоре стражи порядка поймали того самого горе-водителя — он, будучи под немалой дозой амфетамина, повез в рейс очередных бедолаг.

Этот случай далеко не единичный. «МК» выяснил: пассажир такси беззащитен. С кем он поедет — никогда заранее не известно. А в случае аварии получит жалкие крохи, даже если виновным окажется укуренный наркоман или крепко выпивший накануне водитель.

В случае тяжелой аварии пассажир и его родные получат гроши, а то и вообще ничего

…Вечером 30 июня 2016 года Елена Гращенкова приехала в командировку в Санкт-Петербург. Через приложение она вызвала такси одного из крупнейших в России агрегаторов. Машина приехала, и Елена села на заднее сиденье не пристегиваясь. Минут через пятнадцать она заметила, что автомобиль заносит вправо, как будто водитель хочет припарковаться, не снижая при этом скорости.

— Я тогда впервые посмотрела на него: мужчина сидел со стеклянными глазами, — вспоминает девушка. — Он не спал, нет, просто не шевелился и ни на что не реагировал.

Дальше свет погас. Как оказалось, водитель на скорости 70 км/ч протаранил сразу три препятствия: бордюр, дерево и фонарный столб. Елена оказалась в одной из питерских больниц с переломом плеча, закрытой травмой головы, ушибом грудной клетки и многочисленными гематомами. Пока она лежала в гипсе, зашевелилась компания-агрегатор и начала звонить ей. Но не с предложением оплатить лечение или перевозку в Москву. С вопросом: приходил ли к ней кто-то из таксопарка?

Немного теории. Когда мы вызываем машину из определенного приложения, то думаем, что таксист работает непосредственно в этой компании. На самом деле это не так. В случае Елены компания-агрегатор имела официального партнера — назовем его таксопарк А. Ему принадлежала машина, на которой разбилась Елена. Таксопарк А сдал этот автомобиль в аренду таксопарку Б. Последний получил машину, а вместе с ней — разрешение на перевозку пассажиров. Затем таксопарк Б сдал такси в субаренду тому самому водителю посуточно...

...Через какое-то время врачи решили, что девушку можно перевезти в Москву. И в этот момент появился один из перевозчиков и предложил ей 500 тысяч рублей компенсации. Однако дальше слов дело не пошло — больше на связь он не выходил. Владелец второго таксопарка тоже написал пассажирке в Facebook и предложил те же 500 тысяч. Елена уже согласилась, но пропал и он. В итоге страховая компания выплатила ей 75 250 рублей. На лечение она затратила уже больше полумиллиона.

Кто несет ответственность за аварию? Почему такая неразбериха вообще возможна?

— В такси существует два способа заключения договора на то, чтобы вам выделили машину и она вас перевезла, — объясняет автор законодательства в сфере госрегулирования бизнеса такси и председатель общественного движения TAXI 2018 Станислав Швагерус.

Первый способ — когда вы на улице с бордюра ловите машину и непосредственно договариваетесь с водителем. В данном случае всю ответственность несет водитель этого такси. Если вы заказываете машину по телефону, через приложения или через СМС, вы заключаете договор на услугу непосредственно с тем, кто принимает такой заказ с помощью любых средств связи. В данном случае ответственность, согласно действующему законодательству, несет водитель такси и тот, кто принял заказ к исполнению (в данном случае агрегатор).

Фото с места аварии сделали сотрудники госавтоинспекции. Пассажирка такси Елена Гращенкова в это время была без сознания. Фото предоставлено Еленой Гращенковой

Однако Елене в компании объяснили, что юридически агрегатор является вовсе не службой такси, а просто крупной доской объявлений. А в другом крупном агрегаторе такси «МК» сообщили: «Водители, подключенные к платформе, не являются нашими сотрудниками. Мы работаем только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В случае грубых нарушений водитель может быть отключен от платформы». Девушка же в свою очередь хочет доказать, что это не так.

— Компания сотрудничает с водителями именно как работодатель, — считает Елена. — Есть все признаки этого: они могут отстранить водителя от работы, уволить его. Они устанавливают правила и стоимость перевозок, предоставляют исполнителя услуг. При этом он ничего не говорит пассажиру про тот таксопарк, который его реально перевозит. Мы об этом узнаем, лишь попав в аварию.

Второй важный момент — страховка. На территории нашей страны действует федеральный закон №67 об обязательном страховании пассажиров перевозчиками. Но единственный вид транспорта, на который этот закон не распространяется, — такси. Все, на что может рассчитывать пострадавший пассажир, — компенсация по ОСАГО водителя с максимальной выплатой в 500 тысяч рублей. Пассажир автобуса, который попал в аварию, получит 2 миллиона, а пассажир такси — максимум 500 тысяч. И то, как рассказал «МК» автоэксперт Петр Шкуматов, многие таксисты и такой страховки не имеют. Вот и представьте ситуацию: агрегатор от бедолаги клиента открещивается, таксопарк может дать максимум — независимо от сложности травм — 500 тысяч, а водитель чаще всего просто нищий и не компенсирует ничего.

Получается, пассажир никак не защищен. Как рассказали «МК» сами таксисты, перед рейдом у них не проверяют ни страховку, ни состояние здоровья. При этом водители, чтобы отбить аренду машины, вынуждены бомбить по 15 часов. А бывали случаи, и по 24 часа — водитель заезжал часа на два в общагу, спал и снова в путь. Можно представить себе его состояние на дороге — они просто вырубаются от усталости. В случае Елены приехавший на место аварии гибэдэдэшник не проверил водителя на наркотическое опьянение (а все признаки указывали на него).

Фото предоставлено Еленой Гращенковой

— Через какое-то время тот же водитель, работая уже на другую компанию, попался с крупной дозой амфетамина, — рассказывает девушка. — Кто знает, в каком состоянии он был, когда вез меня?

В свою очередь таксисты тоже были бы не прочь застраховаться. Зампредседателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков объяснил, что страховые компании браться за них не хотят — невыгодно, аварийность высокая. Рядовые таксисты считают, что из десяти аварий на дороге участники четырех — бомбилы.

— Аварий действительно много, и не только по Москве, но и по всей стране, — рассказывает Петр Шкуматов. — Если суммировать только обращения в наше сообщество по тем или иным вопросам, я думаю, что больше десятка человек за пару лет. Но в действительности аварийность в такси гораздо выше, чем у обычных автомобилей. Просто потому, что такси в день ездят в десять раз больше. Обычная машина — час, а такси — минимум 10 часов или больше. К сожалению, никто не ведет отдельной статистики. В ГИБДД, по крайней мере, ее нет.

Что в итоге? Совпадение или нет, но сразу два крупных агрегатора начали страховать своих пассажиров. Компания, ставшая героем этой публикации, объявила о запуске пилотного проекта. В 11 регионах России (Москва и Санкт-Петербург в их число не входят) пострадавшим клиентам будут выплачивать возмещение. Максимальная сумма — два миллиона рублей. Другой крупный агрегатор тоже решил застраховать своих клиентов. Но не в столице, а в Казани, и только тех, кто моложе 75 лет.

Елена тем временем ждет суда. В случае выигрыша агрегатор выплатит ей компенсацию в один миллион долларов (именно на столько страхует в США пассажиров другой крупный перевозчик). «МК» связался с этой компанией, но в пресс-службе нам сообщили, что иска не видели (хотя подан он был 12 сентября), а потому ничего сказать не могут.

Нашей героине, впрочем, еще повезло. Благодаря настойчивости и сильному характеру она получила хоть какие-то деньги. И, скорее всего, в итоге вернет сумму, потраченную на лечение. А сколько пассажиров, попав в аварию, попросту смиряются со своим положением? А оставшись калеками да и просто получив психологическую травму, даже не задумываются о своем праве на «неустойку» за неудачную, мягко говоря, поездку?..

Возможно, опыт Елены и советы наших экспертов подскажут людям, как действовать в подобных ситуациях. Благо что суды все чаще становятся на сторону пострадавших пассажиров. Несмотря на яростное сопротивление агрегаторов и самих таксомоторных фирм.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27516 от 9 октября 2017

Заголовок в газете: Поехать в такси — и умереть

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру