— Илья Сергеевич, вы помните свой первый урок, как начиналась ваша карьера в школе?
— Конечно, прекрасно помню. Это был урок в 9‑м классе, тогда более опытная учительница подвела меня к двери кабинета и сказала: «Если будут проблемы, беги». Но я не убежал и вот уже девятый год работаю в 116‑й гимназии Санкт-Петербурга… Конечно, за это время я очень изменился, понял, что задача учителя не голая передача знаний и фактов, а создание смысла, эмоционального фона на уроке, диалога между педагогом и учеником. Сейчас те же исторические даты или имена известных людей можно посмотреть в Интернете, и задача учителя не впихнуть все это в голову детей, а научить их мыслить, вовлечь в процесс постижения нового. Современному человеку, в том числе и ребенку, часто не хватает элементарного общения. Самый сложный момент в современной педагогике, на мой взгляд, — помочь родителям ребенка принять собственного сына или дочь, создать какую-то ситуацию, в которой они могли бы гордиться их успехами. Проблема не только научить ребенка, но и привить ему уверенность в своих силах, чувство нужности в первую очередь собственной семье.
— Чем именно вас привлекла школа? Вы окончили аспирантуру и могли бы работать в вузе или заниматься наукой.
— Скорее всего, у каждого человека есть какая-то генетическая память, недаром в моей семье четыре поколения учителей. Вначале я думал, что буду заниматься научной деятельностью, но случайно попробовал поработать в школе и втянулся. На самом деле только при работе с детьми школьного возраста ты чувствуешь постоянное взаимодействие и мгновенную отдачу. С детьми не бывает все по плану, с ними постоянно нужно быть в движении и идти вперед. Для меня главная радость и состоит в этом постоянном взаимодействии, когда ты видишь, как после урока ученики обсуждают в соцсетях какой-то исторический период, пройденный на уроке, делятся своими мыслями.
— А как вы научились справляться с шалопаями? Не возникало проблем из-за того, что по возрасту вы не сильно старше своих учеников?
— В целом мне с самого начала очень везло с детьми, откровенных хулиганов никогда не было. Возраст, наоборот, скорее помогал в работе. Согласитесь, сложно воспринимать учителя, который тебе откровенно не нравится. Вовремя вставленная и уместная шутка на уроке — уже часть успеха, она делает наставника и ребенка ближе. Поскольку по возрасту молодые педагоги недалеко ушли от школьников, у нас и юмор идет на одной волне. Я недавно читал об исследовании, в котором подсчитали, что за время обучения ребенок проводит в школе 20 тысяч часов. Это колоссальное количество времени, которое, несомненно, оставляет след на всю жизнь. И каким он будет, зависит как раз от нас, учителей.
— Тем не менее в нашей школе по-прежнему мало учителей-мужчин. С чем это связано — с зарплатами педагогов или отношением к профессии?
— На самом деле в последние годы количество педагогов мужского пола начало расти. На мой взгляд, школа без мужчины — это как неполная семья. В вопросе зарплат, мне кажется, совершенно правильная идея — для каждого региона устанавливать для учителей свой средний уровень оплаты. Безусловно, учитель, который делает то же, что я, но в более сложных условиях, например, в северных регионах, должен и получать больше. Вообще, учитель чувствует себя комфортно, если его зарплата примерно соответствует средней зарплате родителей школьников. Тогда у него не появляется чувства униженности и обиды. В Питере молодой специалист без категорий и опыта получает 20–25 тысяч рублей. Со стороны это кажется мало, но реально в большинстве профессий в нашем городе сразу после института будут платить примерно столько же, а то и меньше. Зарплата учителя со стажем, конечно, сильно зависит от нагрузки и в среднем составляет около 40 тысяч.
— Победитель конкурса «Учитель года» на год становится общественным советником министра образования. Что вы хотели бы кардинально поменять в нашей образовательной системе?
— Главное, на мой взгляд, — это необходимость создавать в стране единое образовательное пространство. То есть все школы напрямую должны подчиняться Министерству образования и работать в одном направлении. Сейчас все сильно зависит от региона: в одном месте так, в другом — иначе, это вредит развитию образования. Также я всячески поддерживаю создание и развитие национальной системы учительского роста. В данный момент учитель может вырасти по карьерной лестнице, только став завучем или директором школы, а это уже другая сфера деятельности. Создание системы роста именно в учительской среде станет хорошим стимулом, в том числе и для привлечения в школы педагогов-мужчин, да и вообще увлеченных и талантливых специалистов.