Свои резоны, почему законопроект поддерживать не надо, выдвинуло и правительство. И тоже — прелюбопытные. Во-первых, говорится в официальном отзыве, государство гарантирует всем гражданам доступность бесплатного дошкольного образования. А во-вторых, первоочередное выделение какой-то одной группы очередников… нарушает права других групп граждан.
Не логика, а песня! Совсем как у тетки из рассказа Шолом-Алейхема: «Во-первых, я у вас брала уже битый горшок, во-вторых, вернула вам целый, а в-третьих, я вообще никаких горшков у вас не брала!»
Что касается госгарантий, то это чистое лукавство, поскольку «закон, возможно, место в детском саду и гарантирует, а вот практика жизни — нет», — резонно констатировал Олег Смолин. Но и говоря о недопустимости выделения льготников в детсадовских очередях, эксперты правительства лукавят тоже.
Несколько лет назад были приняты поправки к закону, вводящие внеочередное зачисление в детские сады детей силовиков: полицейских, военных и прокурорских работников. Сегодня эти дети составляют до 20% всего детсадовского контингента, а продвижение очереди осуществляется так: 50% мест получают льготники и 50% — остальные. И про «нарушение прав» последних — ни гугу.
Не поддержали в комитете и идеи Смолина узаконить внеочередное зачисление в детсады хотя бы детей работающих там воспитателей. (Попытки сделать это на уровне регионального законодательства опротестовывают прокуроры, сами пользующиеся этой привилегией.) Однако выход все-таки есть, подсказал первый зампред комитета Геннадий Онищенко:
— Практика брать в детский сад детей воспитателя существовала еще со времен Моисея и без закона. Зачем закон? Он только служит раздражающим фактором.
На этом и порешили. И проблема детсадовских очередей, возникнув лишь на миг, вновь ушла зреть под спудом. Ибо на самом деле, несмотря на победные реляции чиновников о выполнении соответствующего президентского указа, очереди на местах существуют и даже растут. В Комитете Госдумы по образованию и науке, например, говорят, что «для очереди детей 3–7 лет серьезного (!) ухудшения нет». А Счетная палата на начало нынешнего учебного года и вовсе числит в очередях 90 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет и более 470 тыс. малышей младше трех лет.
Примечательно также, что практически одновременно с Олегом Смолиным аналогичный законопроект в Госдуму внесла Костромская областная дума. Правда, уже ходят слухи, что областные законодатели его вот-вот отзовут. И тогда чиновники снова смогут уйти в работу над отчетами о практически полной ликвидации очередей в детские сады.