"Ноги короткие, лицо деревенское": критика внешности как орудие манипуляции

Почему люди становятся жертвами бодишейминга

Приверженцы этого новомодного движения критикуют внешность людей, заставляя их сгорать со стыда. Бодишейминг (от англ. body — тело, shame — стыд) родился в Голливуде, расплодился в соцсетях, а сегодня широко используется для манипуляций как в личной жизни, так и в некоторых видах бизнеса. Корреспондент «МК» изучил особенности нового вида троллинга.

Почему люди становятся жертвами бодишейминга

Не по товару купец или не по купцу товар?

— В конце прошлого учебного года к нам на курс перевелся новенький — Артем, — рассказывает 20-летняя студентка Ника. — Такой весь из себя модный, на дорогой машине. Все девчонки сразу стали его обсуждать. А наши парни подружились с новеньким и стали рассказывать, что у Артема от девушек отбоя нет. Ясно почему: и красавчик, и при деньгах — это видно. Девчонки таких любят. А что до меня, я не люблю парней, избалованных вниманием, чаще всего они испорченные. Поэтому я сразу забыла об этом новеньком.

Ника не из тех, кто бросается в глаза за километр. Таких девушек называют «миленькими»: невысокого роста, пышненькая, но складненькая, с симпатичным серьезным личиком… Правильная девушка, отличница, с четкими целями в жизни, не падкая на красивую жизнь, развлечения или деньги. «Я скучновата и знаю об этом», — спокойно говорит Ника о самой себе. Девушек такого типа редко обсуждают за их спиной, чаще они рискуют остаться незамеченными и знают об этом. Поэтому резкие суждения в свой адрес их безмерно удивляют, как и случилось с Никой:

— Мне вдруг сокурсники стали передавать нелестные суждения обо мне со стороны этого новенького, Артема, — делится девушка. — И ноги, мол, у меня короткие, и лицо деревенское, и одеваюсь я не стильно… Я удивилась: ему-то какое дело?! Но даже не обиделась — кто он мне такой, чтобы обижаться на него! Мы же даже ни разу толком с ним не разговаривали, только на лекциях видимся.

Ника признает, что после нескольких сообщений о том, что Артему она «кругом не нравится», она стала обращать на него внимание:

— Наверное, это естественно. Если узнаешь, что какой-то человек изо дня в день комментирует тебя, пусть и в отрицательном ключе, начинаешь испытывать к нему любопытство. Хотя бы для того, чтобы понять: зачем ему это надо?!

Еще больше Ника удивилась, когда недели через две, когда в клубе отмечали день рождения одной из сокурсниц, Артем пригласил ее танцевать. И раз, и два — пока не стало очевидно, что он ею заинтересован.

— После очередного танца Артем позвал меня выйти на воздух и сказал, что я ему нравлюсь, — вспоминает Ника. — Я посмеялась, что странная у него ко мне любовь, потому что только ленивый не передал мне гадости, которые Артем отпускал в адрес моей внешности. Он ответил, что ничего такого не говорил, это все сплетни завистливых девиц.

После того вечера Ника и Артем стали встречаться. На курсе судачили, что это ненадолго, потому что видный, рослый мажор Артем и маленькая, кругленькая «ботанша» Ника не пара. Потом закончился учебный год, миновала сессия, наступили каникулы, и про парочку однокурсники забыли. И были весьма удивлены, когда 1 сентября Ника и Артем рассказали, что лето провели вместе.

— В первый учебный день девчонки меня прямо одолели! — смеется Ника. — Все удивлялись, как это мы с Артемом сошлись, и напоминали, как усердно он меня троллил в конце прошлого года, как высмеивал мою фигуру... Я его снова спросила, почему все об этом говорят. И тогда Артем признался мне, что действительно в прошлом году отпускал нелестные комментарии в мой адрес. Мол, я казалась ему слишком недоступной, слишком правильной, и он боялся ко мне подступиться. Вот и решил предварительно меня, как он выразился, «опустить».

— И ты его простила?

— Естественно, я же его люблю!

Сам Артем рассказывает об этом так:

— У меня никогда не было проблем с девушками определенной категории, которые делают ставку на свою яркую внешность. Я знаю, как к ним подойти, как им понравиться, о чем разговаривать… А Ника совсем другая. Я не знал, как ее заинтересовать, ведь видно, что деньги, тачки и клубы ее не интересуют. А в учебе я сам, если честно, не очень... Вот и применил маркетинговый ход «обесценивание», который мы в универе проходили в рамках бизнес-стратегий. Это уловка в ходе торга, когда покупатель ругает товар, но при этом от продавца не отходит. И приобретает его в самой низкой точке стоимости, когда продавец невольно сам начинает верить, что его товар так себе, бывает и получше. Этот психологический прием широко применяется в бизнесе, и побеждает в игре тот, у кого сильнее выдержка. А в отношении девушек прием называется «бодишейминг» — нужно в ее же собственных глазах принизить ее внешние качества, чтобы она была рада без памяти, что ты обратил на нее внимание. Мне, конечно, сейчас немного стыдно, что я его к Нике применил. Но я рад, что у нее хватило мудрости понять, что это все мои собственные комплексы, мне казалось, что другим путем я не добьюсь ее внимания. Ника очень понравилась моим родителям, они считают, что она оказывает на меня положительное влияние. За те 5 месяцев, что мы вместе, я стал более серьезным и целеустремленным. У меня появились цели в жизни, а раньше я думал только о том, как бы день прошел нескучно…

«В данном случае его исполнитель нашел в себе силы признаться в своих целях и раскаяться в избранном способе, — предостерегает кандидат психологических наук Алина Колесова. — Так что, возможно, девушка не зря простила его. Но мое мнение: если обесценивание партнера происходит регулярно и принимает откровенные, даже грубые формы, мириться с этим нельзя. Тем более если этот популярный ныне бодишейминг применяет мужчина по отношению к женщине. Отношения с человеком, который начал сближение с обесценивания партнера, при их развитии грозят стать еще более деструктивными. Причины такого поведения кроются в заниженной самооценке самого манипулятора, но его жертве от этого не легче. Для того, кто однажды позволил партнеру компенсировать самооценку за свой счет, это может обернуться постоянными унижениями и отношениями по принципу «тиран — жертва». Жертвами бодишеймеров чаще всего становятся люди слабые, внушаемые, мнительные, неуверенные в себе и зависимые от чужого мнения».

Бескровное устранение соперницы

Женщины чаще используют публичный бодишейминг для расправы с соперницами.

— Сначала мне очень понравились девочки из моей группы, — делится 17-летняя первокурсница Женя. — Мы сразу подружились всей группой в соцсетях. Но спустя несколько дней девчонки вдруг стали писать под моими летними фотками какие-то странные комменты. Вроде бы не оскорбительные, в виде добрых советов, но все равно обидные. Например, под моей фоткой на пляже написали, что мне не следовало бы надевать открытый купальник, такая модель — для девочек с тонкой талией. А под фото в шортах одна «доброжелательница» написала, что мне надо носить широкие и свободные штаны ниже колена. «Недостатки не стоит выставлять напоказ!» — так и написала. Так продолжалось больше недели, а в универе девчонки мне мило улыбались, как будто ничего не происходит. Я разговор на эту тему не заводила, они тоже. Я не знала, как реагировать, но очень расстраивалась. Это заметила моя мама и потребовала, чтобы я не только удалила комменты девиц со своей странички, но и выгнала их из друзей и внесла в черный список. И еще сказала, чтобы я в универе тоже делала вид, что ничего не произошло, как и они. А просто посмотрела, что будет…

Женя рассказывает, что послушалась маму: в соцсетях своих обидчиц заблокировала, а на занятиях улыбалась им как ни в чем не бывало. Они не выдержали первыми: «Что это ты нас забанила? Мы же хотим как лучше, добрые советы тебе даем. Нельзя быть такой несамокритичной, у тебя больное самолюбие!»

По словам Жени, скоро все выяснилось само собой. Оказалось, что на Женю положил глаз ее новый одногруппник Антон. А на Антона, в свою очередь, положила глаз Диана, которая считала себя первой красавицей и быстро стала предводительницей среди девочек группы. По ее указке они и старались обесценить Женю в глазах Антона, который тоже был в соцсетях, путем бодишейминга.

— Смешно, но сам Антон даже ничего не заметил! — улыбается Женя. — Как-то я с ним заговорила об этом, а он сказал, что вообще-то никаких «бабских» комментов под фото девочек обычно не читает… Теперь я вообще не обращаю внимания на всякие выпады в мой адрес в соцсетях.

Родилось в Голливуде…

Обращаюсь к истории вопроса. Оказывается, явление «бодишейминг» родилось на голливудских холмах (из соответствующих колонок в глянцах, где разбирают внешность звезд) и постепенно переехало в Мировую паутину. Изначально сетевые бодишеймеры тоже разбирали только фото знаменитостей, публично стыдя их за несоответствие голливудским стандартам. Но довольно скоро явление пошло в народ, который принялся стыдить всех, кому не лень выкладывать в Сеть свои фотки. Только если с канонами, по которым судят звезд голливудские бодишеймеры, все ясно (90–60–90), то откуда берут свой эталон бодишеймеры-любители — тайна, покрытая мраком. Или игра без правил. Одних они ругают за слишком толстые ноги, других за слишком худые, а толстые попы им так же отвратительны, как и тощие. Похоже, им просто нравится критиковать других. В оппозиции бодишеймерам выступают бодипозитивщики, считающие, что свое тело следует принимать любым. В доказательство своей убежденности они публикуют фото стокилограммовых пампушек в стрингах и так же злобно клеймят всех худеющих, увлекающихся фитнесом и просто ведущих ЗОЖ — мол, это они не просто так, а идут на поводу у бодишеймеров. 

И бодишейминг, и бодипозитив — по большому счету троллинг, дающий пользователям возможность выпускать в виртуальное пространство избыток желчи и безнаказанно реализовывать свою жажду критиканства, зависть или просто компенсировать отсутствие у себя какой-либо реальной жизни и общения. Например, знаменитую модель «мама-сайз» (больших размеров) Эшли Грэм затравили свои же бодипозитивщики — когда им показалось, что она немного похудела. На страничку Эшли посыпались гневные выпады: «Ты теперь, как все эти голливудские монстры, попала под влияние идеи, что красивая — это худая!» Чтобы успокоить разъяренную сетевую толпу, расстроенная Эшли скорее кинула им кость в виде своей фотки в купальнике с полной картиной целлюлита. Бодипозитивщики притихли, зато на Эшли тут же накинулись бодишеймеры. В итоге модель даже была вынуждена выступить со статьей против преследования «по телесному признаку»: «Для одних я слишком фигуристая, для других — слишком высокая, слишком пышногрудая, слишком громкая, а теперь и слишком худая. Когда я выкладываю фотографии «с хорошего ракурса», меня критикуют за то, что я выгляжу более худой. Когда я выкладываю фотографии, где виден мой целлюлит, мои растяжки и складки, меня обвиняют в пропаганде ожирения...». Правда, даже под этой статьей Эшли в Сети тут же появились комментарии о состоянии ее фигуры.

Что до российских «звездных» бодишеймеров, они наточили зубы на своей первой жертве — балерине Анастасии Волочковой. Именно назло одолевающим ее бодишеймерам упрямая Настя принялась бомбардировать Интернет своими откровенными фото. Горячо любят отечественные бодишеймеры Анну Семенович всю целиком и ноги от Ксении Собчак. А дочь Романа Абрамовича Софья из-за них даже удаляла свою страничку в соцсетях. И восстановила, только когда похудела, признавшись, что из-за бодишеймеров нажила комплексы по поводу своей фигуры, хотя всю жизнь занималась конным спортом и выступает на международных стартах: «Они писали мне ужасные вещи! Я прекрасно знаю, что никогда не была худой девушкой с модельными параметрами, и я это давно приняла. Но только недавно поняла, что у каждого из нас разные представления о совершенстве».

На Западе бодишеймеры безжалостно атакуют певиц Леди Гагу, Сэм Смит и Адель, моделей Джиджи Хадид и Ким Кардашьян, актрису Габури Сидибе, теннисистку Серену Уильямс и даже мэтра моды Карла Лагерфельда. Некоторые из селебрити находят в себе силы реагировать с юмором. «Я прямо-таки заливалась слезами, читая это, когда летела на своем личном самолете на работу моей мечты!» — написала под гадостями в адрес своей фигуры Габури Сидибе. А Адель сообщила в посте, что сама в курсе своих недостатков, а с теми, кто ей на них указывает, общаться не намерена.

Западные феминистки даже издали словарик видов публичного обсуждения (и осуждения) физических особенностей человека, назвав это «дискриминацией по телесному признаку».

Бодишейминг (от англ. body — тело, shaming — стыдный) — критика фигуры в целом.

Фэтфобия (от англ. fat — толстый, phobia — страх) — преследование людей с лишним весом.

Скиннишейминг (от skinny — худой, shaming — стыдный) — преследование слишком худых людей.

Эйджизм (от age — возраст) — пренебрежительное и насмешливое отношение к людям старше определенного возраста, особенно к женщинам, продолжающим следить за собой и одеваться «как молодые».

Свэтшейминг (от to sweat — потеть) — преследование... потеющих! Достаточно прозрачно намекающее, что недешевые инъекции ботокса в подмышечные впадины помогут это прекратить.

…Прижилось в маркетинге

А пока пользователи троллят друг друга в Сети, а психологи делят бодишейминг на «белый» (конструктивный, мотивирующий человека на улучшение ситуации) и «черный» (деструктивный, которым вполне можно вогнать в депрессию или вообще довести до суицида), маркетологи индустрии красоты взяли этот прием на вооружение. Правда, грани между белой и черной сторонами явления так и остаются размытыми.

— С помощью бодишейминга мы загружаем простаивающее оборудование, — признается мне знакомый топ-менеджер российского филиала западной компании, работающей в сфере бьюти-индустрии. — Наш головной западный офис еще год назад прислал антикризисный план на каждый сезон. Мы наняли симпатичных молодых людей в хорошей физической форме — преимущественно из фитнес-инструкторов или физруков. Они подходят к женщинам на улице и делают замечания их внешнему виду. В зависимости от сезона. С ноября по март делают замечания состоянию лица, потому что аппаратные процедуры по лицу можно делать только в период, когда мало солнца. А с апреля по сентябрь нелестно комментируют тело — руки, мол, дряблые, на ляжках целлюлит, бока отвисли и так далее. Потому что аппараты по телу простаивают. Мои боссы считают, что стыд — самый мощный мотиватор.

— Но это ниже плинтуса! — не удерживаюсь я.

— Ниже плинтуса — это когда оборудование простаивает! — парирует топ-менеджер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27509 от 30 сентября 2017

Заголовок в газете: Стыд за тело и его жертвы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру