— С момента введения предыдущего стандарта дошкольного образования прошло уже 3,5 года, — объясняет директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец. — За это время произошли серьезные изменения, которые диктуют новые требования к работе дошкольного педагога. В последние годы родители получили возможность отдавать детей с ограниченными возможностями здоровья в обычные детсадовские группы. Но дошкольные педагоги элементарно не знают особенностей развития детей с ОВЗ, не умеют разрабатывать для них специальные развивающие программы. По новому стандарту воспитателям нужно будет освоить новые подходы для работы с особенными дошкольниками. Еще одно из нововведений — разграничение навыков и обязанностей обычного и старшего воспитателей. Задачей старшего воспитателя помимо занятий с детьми станет оценка и координация работы рядовых педагогов детского сада, передача им собственного опыта.
— С каждым годом требования к воспитателю со стороны родителей увеличиваются, — считает воспитатель дошкольного отделения школы №283 Юлия Новоселова. — В Москве среди родителей дошкольников много очень высокообразованных людей, ожиданиям которых воспитателю нужно соответствовать.
Однако многочисленные обращения родителей показывают, что в данный момент их волнует не качество подготовки воспитателей, а то, что они попросту не могут его оценить. В стране до сих пор наблюдается катастрофическая ситуация с нехваткой мест в дошкольных учреждениях, особенно это касается детей до 3 лет. После 1,5 года пособие на ребенка составляет всего 100 рублей, а мамы не могут выйти на работу, так как не с кем оставить ребенка.
Эксперты сходятся во мнении, что решить проблему можно только путем строительства новых зданий под дошкольные учреждения, но во время кризиса государство это строительство не потянет. Поэтому кроме как на группы кратковременного пребывания, в ближайшее время родителям надеяться не на что. Помимо нехватки мест в детских садах острая проблема стоит и с их оснащением.
— Среда в большинстве детских садов на данный момент не соответствует даже действующему стандарту, — считает начальник координационно-аналитического отдела Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Наталья Матушкина. — Действующая система госзакупок для дошкольных учреждений абсолютно непрозрачна, это как кот в мешке. А отсутствие нормального оснащения в дошкольных группах влияет и на возможности воспитателей по развитию детей.
Кроме того, большой проблемой остается и то, что профессия воспитателя в нашей стране до сих пор является совершенно непрестижной и низкооплачиваемой. Люди неохотно идут работать в детские сады, поэтому во многих учреждениях наблюдается постоянная нехватка кадров. При этом при осуждении нового профстандарта многие эксперты сходятся во мнении, что на работу воспитателем в современных условиях нужно брать только людей с высшим образованием, отсекая выпускников СПО. Однако в контексте текущей ситуации в стране это выглядит на данный момент практически невыполнимой задачей.