О проблеме старения парка пассажирской техники в стране говорил и министр транспорта РФ Максим Соколов. «Качество и безопасность пассажирских перевозок напрямую зависят от состояния используемых транспортных средств. И сегодня в парке городского пассажирского транспорта доля транспортных средств старше десяти лет в целом по стране составляет более 50 процентов. Темпы обновления, к сожалению, отстают от необходимого уровня в среднем наполовину».
Внимание высших государственных чиновников к проблеме обновления парков пассажирской техники объяснимо — именно старые транспортные средства, прежде всего автобусы, чаще всего становятся фигурантами крупных ДТП из-за изношенности и неисправности тормозной системы, рулевого управления и других систем активной безопасности. Только за последний месяц произошел целый ряд подобных аварий, включая падение старого автобуса с моста в Керченском проливе, когда погибло 19 пассажиров, или эпизод в Карачаево-Черкесии с врезавшимся в стену 18-летним автобусом, в котором находилось 20 человек. В обоих случаях причиной катастрофы стал отказ тормозов. 18 лет назад антиблокировочной системой, которая сегодня могла бы предотвратить такую аварию, автобусы вообще не оснащались.
На заседании Госсовета говорилось о том, что меры по обновлению парка пассажирской техники требуется усилить, например, пересмотреть формат государственного субсидирования. Однако, как показал опыт с обновлением парков школьных и туристических автобусов, монетарные меры сами по себе далеко не всегда стимулируют коммерсантов к покупке новой техники. Если муниципальные организации, закупающие школьный транспорт, активно пользуются государственной программой льготного лизинга — только в прошлом году в рамках федеральной программы парк школьных автобусов был обновлен на 2,5 тысячи единиц, — то частные транспортные компании, несмотря на льготы, обновлять свои парки не спешат. Фирмы, которые занимаются организацией туристических и междугородных перевозок, за последние годы практически не инвестировали в новую технику, даже с использованием государственных программ обновления парка и льготного лизинга, позволявших экономить порядка 850 тысяч рублей при покупке каждой новой машины.
«По нашим данным, более 2 млн легких коммерческих автомобилей и 60% парка пассажирских автобусов в стране — старше 10 лет. Без создания условий для замены таких машин новой техникой, отвечающей современным требованиям к экологии и безопасности, обсуждавшееся на Госсовете развитие системы пассажирских перевозок в принципе невозможно», — считает Елена Матвеева, вице-президент «Группы ГАЗ», где производится большая часть российской коммерческой техники.
В целом автопроизводители выступают за продолжение в стране государственной программы обновления парка, но считают, что только монетарных мер, таких как предоставление субсидий на покупку новых машин, для достижения эффективных результатов недостаточно. Действенным инструментом могли бы стать регуляторные меры, то есть законодательные ограничения эксплуатации старой техники. Попытка ввести такое ограничение в отношении детских автобусов, была предпринята еще в 2013 году, с утверждением пункта 3 постановления Правительства РФ №1177, запрещающего осуществлять организованную перевозку детей в автобусах старше десяти лет. Но это де-юре, а де-факто чиновники столкнулись с мощным противодействием со стороны коммерческих перевозчиков, которые посчитали невыгодным вкладывать средства в закупку новой автобусной техники. В результате законодательный запрет эксплуатации автобусов старше десяти лет по представлению Министерства транспорта РФ переносился с 2013 года уже четыре раза, последняя отсрочка введена с 1 июля 2017 года. Родители, обеспокоенные тем, что их детей возят на старых, ломающихся в дороге автобусах, инициировали на сайте Change.org петицию, в которой просят председателя Правительства РФ ввести в действие уже принятый закон. Подпись под этим документом поставили уже порядка 25 тысяч человек. Накануне заседания Госсовета письмо на имя министра транспорта РФ Максима Соколова с просьбой рассмотреть в контексте обсуждения пассажирских перевозок вопрос о вступлении в силу пункта 3 постановления Правительства РФ №1177 направил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин — компания-производитель тщательно анализирует все аварии с участием автобусов в стране и не понаслышке знает о последствиях эксплуатации техники, выработавшей свой ресурс.
Тема развития и состояния пассажирских перевозок в России касается буквально каждого гражданина — миллионы людей, включая самых маленьких, проводят в транспорте значительную часть своего времени, фактически доверяя автобусу и его водителю на время поездки собственные жизни. Готовы ли чиновники учитывать этот факт, планируя развитие транспортной системы в стране, пока остается под вопросом.