«МК» собрал ответы на самые острые вопросы о «ВИМ-Авиа».
Вопрос 1: Сколько человек пострадало из-за развала авиакомпании?
По предварительным оценкам, число пассажиров, застрявших в аэропортах из-за задержек и отмен рейсов, составляет 5–10 тысяч человек. Плюс примерно 80 тысяч пассажиров приобрели билеты на лайнеры «ВИМ-Авиа» заранее на будущее.
Вопрос 2: Что делать тем, чей рейс отменили?
— Разбираться с теми, кто сидит на чемоданах в залах ожидания, будет кризисный штаб Росавиации, — объясняет председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Аналогичную работу он проводил, когда рухнула компания «Трансаэро».
По возможности туристов будут рассаживать по ближайшим рейсам других авиакомпаний. Для этого пассажирам необходимо обращаться по специальному телефону «горячей линии» ведомства или на особые стойки в помещении аэровокзала.
Вопрос 3: Как получить компенсацию за сорванную поездку и вернуть деньги за авиабилет?
Рассчитывать на компенсации смогут все, кто по вине «ВИМ-Авиа» не сможет улететь вообще (не оказалось свободных мест в лайнерах других перевозчиков или пассажир откажется от полета по своей воле), или будет вынужден покупать билет на рейс другой авиакомпании, либо производить еще какие-то доплаты.
Для возврата своих денег пассажиры смогут воспользоваться тремя сценариями.
Первый механизм самый быстрый. По почте, обязательно заказным письмом, надо отправить письменную претензию с требованием вернуть деньги за несостоявшийся полет. К ней следует приложить ксерокопию билета. Если у авиакомпании еще остались какие-то средства на счетах, можно будет рассчитывать на возврат денег без суда. Однако, так как фирма уже объявила о своем бедственном финансовом положении, надеяться на столь быстрое и бескровное решение проблемы вряд ли стоит.
Второй вариант — подавать иск о защите прав потребителей. В иске можно потребовать и возврат стоимости сгоревшего билета, и компенсацию морального вреда. Если турист потратился на другого перевозчика, эти расходы также следует включить в иск.
Третий механизм связан с процедурой банкротства. Если она будет введена в отношении «ВИМ-Авиа», пассажиры смогут подать заявление конкурсному управляющему и встать в очередь кредиторов. Однако этот способ наиболее длительный.
Вопрос 4: На что имеет право пассажир, если ему приходится по вине перевозчика ночевать в аэропорту?
При задержке более чем на два часа человек получает право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка и два сообщения по электронной почте. Четыре часа ожидания вылета — это бесплатный горячий обед. Шесть часов задержки ночью или восемь часов днем — размещение в гостинице рядом с аэровокзалом. Также пассажиры вправе потребовать место в камере хранения багажа. А туристам с детьми до семи лет должна быть предоставлена комната матери и ребенка.
— В случае с «ВИМ-Авиа» надо сделать важную и неприятную оговорку, — отмечает Янков. — Конечно, все эти пункты прописаны в Федеральных авиационных правилах и пассажир на них имеет полное право. Однако в данной ситуации фактически некому об этих правах заявлять. Ведь нести расходы по размещению и организации питания пассажиров должен перевозчик. А он уже объявил, что денег нет.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram