Герой истории, которая едва не вылилась в беспорядки, — обычный таджик из Хатлонской области, 27-летний Навруз Закиров. В ТЦ он значился толкателем тележек.
— В Москву Навруз приехал 6–7 месяцев назад, а в ТЦ работает всего 15 дней, — рассказал родной дядя Закирова Шараф. — На родине остались жена и трое детей: им 5, 3 и 2 года от роду. Жил Навруз впроголодь с земляками в квартире в Троицке. Парень золотой, чуть повысишь голос — сразу ударяется в слезы. Молитвы читал…
В обязанности Закирова входила перевозка коробок с товаром со склада в торговые точки или наоборот — об этой услуге просили предприниматели. Такса такова: одна коробка — 20 рублей (на тележку вмещается 30–40 коробок). Но эти деньги Навруз отдавал своему боссу. А на руки в день получал 1800 рублей, что по таджикским меркам — золотой дождь.
Что же произошло днем 20 сентября? Как рассказывает председатель Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, в 14.30 Закиров помогал бизнесвумен из Китая транспортировать тележку с линии А до линии Б. К нему подошли люди, представившиеся охранниками ЧОП «Витязь», и поинтересовались, почему он не заплатил 700 рублей. Деньги были у Закирова в кармане, и в тот момент ему было неудобно лезть за купюрами. Вымогатели отошли, а второй раз подловили Закирова, когда он делал еще один заход. Секьюрити, со слов Шарипова, действовали крайне грубо: взяли парня за шкирку и поволокли его якобы в некую «комнату пыток» (такое помещение, по заверению таджикского правозащитника, есть в офисе охранников). Там они якобы избили его до потери сознания, а потом вынесли тело, обернутое в белую простыню, на свалку возле подъезда №9.
— Это была жуткая картина: из его ушей и рта хлестала кровь. Это безобразие: каждый день в ТЦ кого-то избивают, причем беспричинно. Охранники не считают таджиков за людей… — пояснили корреспонденту «МК» свидетели. Правда, самого избиения Закирова никто не видел.
Он был без чувств, когда приехала «скорая помощь». И пояснить, что случилось, не мог. Его отправили в 68-ю городскую больницу, определили в отделение нейрохирургии.
Вечером гастарбайтеры объявили сбор возле ТЦ: информация об избиении стала распространяться по соцсетям. На «стрелку» собрались более 200 мигрантов. Полицейские предотвратили массовые беспорядки, доставили зачинщиков в околоток для следственных мероприятий.
Но и в четверг в ТЦ было неспокойно, здесь продолжал дежурить ОМОН. Днем таджики вновь хотели устроить бунт — их разогнали. На всякий случай ТЦ закрыли в 14.00.
Остается загадкой: все-таки били Закирова или нет? Как пояснили в больнице, весь четверг пациент проходил обследование. В его палату никого не пускали. Потерпевшего планировали опросить сотрудники ФСБ, как только врачи дали бы добро. Дядя Закирова связался с племянником по телефону. Парень пояснил, что чувствует себя отлично и скоро его выпишут.
Есть версия, что на Закирова никто не нападал. Просто кто-то хочет воспользоваться этой ситуацией в своих интересах. Так, президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов высказал мнение, что вся эта история с избиением — настоящая провокация. Около трех лет назад, по данным правозащитника, таким же образом пытались устроить беспорядки на рынке «Садовод».
— Рядовые таджики сами толком не знают, что случилось с Закировым, — объясняет Коженов. — То ли ему просто стало плохо, то ли у него эпилепсия. После того как его отвезли в больницу, в ТЦ собралась небольшая группа инициативных людей. На место выехали полицейские, они вступили в переговоры: мол, давайте поедем в больницу, поговорим с Закировым, и если он скажет, что его действительно избили, то возбудим уголовное дело. После этих слов митингующие ушли. А спустя некоторое время появились не местные люди, таксисты, и устроили провокацию: дрались, кидали урны, ломали заборы… ОМОН задержал 67 человек, остальные разбежались. Шарипов через Интернет призывал устроить в четверг вторую волну конфликта. Поэтому сюда согнали ОМОН. Мы связались с послом Таджикистана, он отправил представителя в больницу. В беседе врач сказал: никаких следов побоев, избиения у Закирова нет, — рассказал Коженов.