Как отметил чиновник из Ростуризма, по итогам 2017 года будет зафиксирован рост пассажирских авиаперевозок на 18% в сравнении с прошлым годом, что отразилось на цене билетов из-за усиления конкуренции между участниками рынка. «При росте объема перевозок снижается средняя стоимость билетов, так как развитие объема авиаперевозок вынуждает авиакомпании предлагать более бюджетный продукт», — пояснил Горин. Однако немаловажным фактором падения цен на авиабилеты стало внедрение на рынке безбагажных тарифов. Соответствующие поправки в законодательство летом текущего года внесло Министерство транспорта: раньше оплата багажа автоматически включалась в полную стоимость билета, вне зависимости от того, вез ли пассажир багаж или летел только с ручной кладью. Новые же нормы предполагают, что за пассажиром сохраняется право бесплатного провоза багажа весом до 10 кг при возвратных билетах, а на невозвратные билеты авиакомпании могут это правило не распространять. На усмотрение перевозчиков остается и стоимость ручной клади, однако она ограничивается весом в 5 кг.
Многие эксперты и чиновники выступили с критикой безбагажных тарифов. Например, член Совета Федерации Людмила Нарусова заявила, что «закон лоббирует интересы авиаперевозчиков» и невыгоден пассажирам. Похожее мнение высказывал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, который ожидал подорожания билетов после принятия закона. «Мы с вами вынуждены будем платить за любую сумку, которую сдаем в багаж, потому что возвратные билеты с правом сдать багаж стоят, как билеты в бизнес-класс», — отмечал защитник прав потребителей.
Однако по статистике, невозвратные билеты в России занимают далеко не всю тарифную сетку. В основном, такие билеты, изначально более дешевые, предлагаются лоукостерами, в случае России — авиакомпанией «Победа». Руководство перевозчика приветствовало изменения, заявило, что новые правила помогут развитию низкобюджетных перевозок в стране, и пообещало снизить тарифы невозвратных билетов: минимальную стоимость вместо 999 рублей опустить до 777 рублей. В авиакомпании считают, что перевозчики должны иметь возможность самостоятельно, но с учетом интересов клиентов, устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы или предоставлять более выгодные тарифы тем, кто путешествует налегке и за счет этого может
сэкономить на перелете. Таких пассажиров среди клиентов «Победы» около 40%, по оценке самого лоукостера. На своем сайте авиакомпания уже опубликовала новые правила провоза багажа и ручной клади в связи с вступающими в силу
с 30 сентября изменениями. Теперь провозить бесплатно в салоне самолета можно будет дамскую сумочку или портфель, верхнюю одежду, мобильники, фотоаппараты, ноутбуки и некоторые другие вещи, при этом «Победа» убрала ограничения на размер сумочки и портфеля, которые раньше существовали. Авиакомпания также планирует снизить цены на провоз багажа до 30% и установить минимальную норму в 15 кг вместо 10 кг как было раньше. По мнению руководства перевозчика, это оптимальный вес, который будет стоить пассажиру 1 тыс рублей. За другую ручную кладь (дорожные сумки, рюкзаки) и багаж придется платить при невозвратных билетах, но для тех, кому это невыгодно авиакомпания ввела тарифы с включенным багажом.
В Европе, где рынок низкобюджетных перевозок более развит, тарифы также сильно дефференцируются, при этом почти везде услуга провоза багажа в багажном отсеке является платной. В отличие от прежних российских норм ручная кладь обычно включена в тариф, а вот вещи сверх нормы, те же дамская сумочка, фотоаппарат, ноутбук, оплачиваются отдельно.
То, что правила, существующие в западных компаниях, пришли к нам, вполне закономерно, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
«Подобные тенденции давно уже стали нормой и пришли из Европы, где возможность бесплатного провоза багажа и величина ручной клади зависит от категории билета и особенностей конструкции самолета. Можно сказать, что эти изменения даже позитивные для отрасли, так как сейчас отечественные авиаперевозки выходят намного дороже иностранных, аналогичных по расстоянию», — полагает эксперт.
По его словам, многие пассажиры предпочтут лететь без багажа, но дешевле. При этом он отметил, что нельзя допустить, чтобы компании слишком сократили возможный объем ручной клади, иначе людям придется доплачивать буквально за все и тратиться даже больше, чем раньше.
Ценовая политика европейских лоукостеров основана на отказе от многих услуг. У ведущих западных игроков рынка такие услуги, как багаж в багажный отсек, регистрация в аэропорту, дубликат посадочного талона не включены в минимальный тариф и оплачиваются дополнительно, в отличие от «Победы». «Лоукостер — это не авиакомпания низких цен, это компания невысоких издержек, — говорит Федор Борисов, ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, — пассажиру предлагается самому формировать пакет услуг, которые он хочет получить. Возможность для бизнеса самостоятельно определять нормы провоза багажа — это один из необходимых атрибутов для развития лоукоста. В разных странах есть разное регулирование, но в целом это вопрос качества услуги, и он регулируется рынком. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Потребители изменений даже не почувствуют: давно уже есть безбагажные тарифы, которые авиакомпании применяют, нарушая законодательство, а сейчас они будут их применять, не нарушая законодательства. Цена определяется не законами, она определяется спросом и предложением. Вы и сейчас небесплатно возите багаж, просто эта цена забита в тариф».
А вот в крупнейшем российском перевозчике «Аэрофлоте» заявили, что не собираются вводить безбагажные тарифы, и отметили, что цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, а новое правило даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать билеты за меньшую стоимость. «Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам», — сообщили «МК» в авиакомпании.
Отметим, именно «Аэрофлот» называют главным лоббистом закона о безбагаже при невозвратных билетах еще с 2012 года. Впрочем, другие авиакомпании принятие поправок только поддерживали: безбагажные тарифы есть у S7, «ЮТэйр», «Уральских авиалиний», их вводили для конкуренции с «Победой», и они стали лишь альтернативой, а не заменой багажным билетам.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что невозвратные тарифы, которые компании начали вводить полтора года назад стоили на 1,5–2 тыс. рублей дешевле, это позволило повысить занятость кресел и улучшить финансовые показатели перевозчиков. Теперь же вместе с расширением линейки тарифов безбагажными невозвратными билетами фиксируется новое существенное падение стоимости авиаперевозок, несмотря на опасения оппонентов закона, которые, судя по ценовой статистике, не оправдались.