Тогда опять про футбол. Уходит лидер команды в другой клуб, и тренер должен думать, как компенсировать потерю, закрыть слабую позицию. Можно поменять игровую схему, вместо четырех защитников поставить трех центральных, ну и т.д. Меняется ли от перемены слагаемых сумма? — вот вопрос.
После первого выпуска показалось, что нет, не меняется. Тогда это была раскрутка шоу «Голос» на самом деле. Пришли все: и бывшие, и нынешние, от Градского до Лепса, от Пелагеи до Полины Гагариной. И атмосфера, контакт между ведущими и гостями был замечательный, сразу торкнуло. Легкий, непринужденный разговор со знанием дела. Значит, Малахова на Первом можно забыть?
Вторую программу посвятили Валерию Леонтьеву. А что это значит? Что придут Киркоров, Игорь Николаев и другие неофициальные лица. С которыми Макс Галкин, конечно же, на «ты». А Юлия Меньшова на «вы». А что получилось в итоге? Междусобойчик для своих. Максим тут как рыба в воде, Юля смотрит на весь этот «аквариум» немного со стороны. Такой хороший корпоратив. Вам неинтересно? Ну как же, Валерий Леонтьев — это всегда интересно. Важно только, как его подать. У Галкина с Меньшовой получилось банально, плоско, одномерно даже. Все это уже было, было…
В общем, «Сегодня вечером» сейчас — это совсем другая программа. С другим посылом, настроением. Знаете ли, к Малахову приходили не только Филипп Киркоров и Алла Борисовна. Приходили старые и не очень, но уважаемые артисты и режиссеры, сладко и со вкусом вспоминающие минувшие дни. Когда деревья были большими… И вот там возникала такая редкая для нашего ТВ теплая и памятливая аура. Поэтому хватит междусобойчиков! Пусть новые ведущие покажут себя на людях, совсем других людях. У них должно получиться, я верю. Ведь Галкин и Меньшова сами оттуда, из советского недавнего прошлого. И все понимают про это прошлое, несмотря на то что хорошо вписаны в сегодняшний день. Понятно, что Макс и Юля, что называется, абсолютно из разных тусовок. Меньшовой пока не так комфортно, но она старается, ведь очень многое умеет. А Галкин… У него просто фишка поперла, вроде всё на Первом получается. Надеюсь, что получится и «Сегодня вечером». «Будем посмотреть».
Немцов суд
«Тише, товарищи, тише! Слушается персональное дело о моральном облике товарища Немцова Бориса Ефимовича. А где, собственно, подсудимый?» — «У него уважительная причина. Его убили. Прямо у стен Кремля». — «Ах, да… Ну ничего, начнем без него. Он нам, в общем, и не нужен».
Примерно так это было в программе «Пусть говорят» в подтексте. Тема-то благодатная: у Немцова сын родился! Давно уже, несколько лет назад. А молодая мама просто хочет установить отцовство, хочет, чтобы фамилия сына была Немцов. По такому случаю стоит собраться уважаемым людям в большой студии, не правда ли?
У искусства, безусловно, нет запретных тем. И у телевидения, которое редко бывает искусством, тоже нет запретных тем. Можно говорить о ком и о чем угодно, да просто обо всем на свете. Важно как.
В «Пусть говорят» получился микст, смешение жанров. С одной стороны, драматическая история женщины, которая любила Бориса Ефимовича и родила от него. Она просто хочет справедливости. И тут же, само собой, наживает себе врагов. Сразу появляется кодла людей, ватага, которая обязательно будет кричать во всю мощь своих легких: она претендует на наследство! Отлично закрученная завязка действия, настоящий конфликт, ну как им не воспользоваться.
Но вторая часть марлезонского балета — о том самом моральном облике. В таких случаях всегда найдется в студии пара мужиков (хуже баб!), которые скажут: «Ну как мужчина он, наверное, был о-го-го. Но с точки зрения нравственности — сомнительная личность». А отдельные женщины, конечно, поддакнут, покачают головками. Они что там, подсадные?
Нет человека, нет и проблемы. Теперь о нем можно говорить абсолютно все. Потому что проблема есть: он и мертвый не дает им спать спокойно. Они и с мертвым готовы расправляться, судить его. Нет, не сильно, даже на «двушечку» не потянет, просто поставят на вид. Был, мол, такой человек, шалтай-болтай, ни рыба ни мясо, за девушками ухлестывал. Был да весь вышел.
Это уже не в первый раз происходит на нашем ТВ. То на одном канале, то на другом, то на третьем Борис Немцов предстает в главной роли. Хотя с момента убийства прошло два с половиной года. Но разве кого-то это останавливало?!
Итак, слушали, постановили: Борис Ефимович Немцов не был идеалом. Печать, подпись, число прописью. И это всё?
Нет, не всё. Сам-то Борис Ефимович сидел в это время где-то там, на облачке, смотрел свысока на весь этот спектакль, болтал ногами и весело, очень весело смеялся. «Ну люди, люди. Забавные они какие, смешные. И жалкие», — думал он про себя. И опять смеялся.
Долгая счастливая жизнь
Как показать душу человека, его бессмертную душу? Как в документальном фильме обнажить его сомнения, страхи, комплексы, первые радости? Без назиданий, нравоучений. Как?
Это фильм на Первом «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека». Он идет в ночи, потому что сделан не для всех. Основная масса уже крепко спит, видит десятый сон. А мы смотрим.
Катер, прогулочный. На нем молодые люди, юноши и девушки. Это 2017 год. На катере флаг, на нем написано: «Гена Шпаликов». Умные лица, тонкие черты, гитара, баян. Умные песни прошлого века для тех, кто понимает.
Здесь нужно только всмотреться в их лица. Или послушать музыку. Или понять, что хочет нам сказать режиссер Олеся Фокина. А она не рассказывает — она показывает.
Настоящая телекартинка — это когда мало слов, очень мало. Все визуально, на нерве, на изображении. И вот мы видим, чувствуем метущуюся душу человека. Очень советского человека. Очень свободного человека. Очень трагического человека. И необыкновенно талантливого. Его сценарии «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича» абсолютно полярны — от щенячьей радости от жизни до драматического ее переосмысления. Абсолютно разные, но оба гениальные. И очень советские. И очень свободные. А потом была «Долгая счастливая жизнь» — фильм, который поставил сам Шпаликов. И замечательные стихи. И трудности непонимания в личном. И полная нищета. Безнадега. Забвение. Смерть. Он повесился. В 37 лет. Про Пушкина здесь не будем.
Жизнь Геннадия Шпаликова проявлена в музыке, ТВ-картинке и отсылает нас к будущему. Ведь Шпаликов, он для будущего. Только нет никакой надежды, ее просто не осталось. Это так давит, и сердце сжимается. Лучше помолчать… Ведь в доме повешенного… Конец фильма.
Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш Telegram