За время службы во ФСИН Олег Адольфович стал, пожалуй, самым богатым тюремщиком России: коллекция элитных часов, собственные яхта и вертолет... При этом арестанты без конца жаловались на непомерно высокие цены в магазинах и на то, что их заставляют работать в колониях без выходных за 150-200 рублей в месяц (все это курировал Коршунов). Последние громкие дела в отношении тюремщиков так или иначе вели, как клубок в сказке, именно к нему.
В чем конкретно обвиняют Коршунова, которого коллеги звали просто Адольфович, а приятели прозвали Пухлым?
Олег Коршунов был назначен замдиректора ФСИН Указом президента РФ в 2014 году. И в его ведение сразу попало все, что касалось денег — деятельность ВГУП, строительство и ремонт, производства... Миллиарды бюджетных средств. Как несколько столь важных направлений могли доверить одному человеку? Не понятно. Но с самого начала в ведомстве говорили, что Коршунов человек сугубо гражданский, имеет колоссальный опыт финансовой работы (руководил крупными банками). Талант? Но назвать Олега Адольфовича гениальным финансистом почему-то никто не мог. И вообще, по слухам, во многом он преуспел только благодаря дружбе с однокурсником - министром финансов РФ Антоном Силуановым. А еще будучи человеком с харизмой, весельчаком, он всегда умел заводить нужные связи.
- Он был патологически жадным, - рассказывает один из его давних приятелей. - У него невозможно было занять денег или что-то попросить. Он даже в ресторанах старался не платить за себя (мы оплачивали его счета). Насколько мне известно, он не помог своей бывшей жене, даже когда она была на грани разорения.
Как бы то ни было, такой грамотный, умелый и «экономный» финансист ну просто обязан был изменить жизнь ведомства и заключенных. И он это, надо сказать, сделал. Но... не в ту сторону.
Как только интернет-магазины СИЗО перешли в ведение ВГУП «Калужское», цены на продукты и товары для арестантов взлетели в разы. Правозащитники били тревогу — как могут стоит помидоры и огурцы по 400 рублей кг? Как два крохотных лимона могут продать по цене двух кило? Почему конверты стоят больше 50 рублей? И т.д. и т.п.
В магазинах под видом качественной продукции арестантам пытались «впарить» просроченную или не пользующуюся спросом. Примечательно, что недавно по поводу мошенничества с товарами в колонии заявил один из арестантов — в прошлом помощник депутата Госдумы. Как только он пожаловался, что ценников на продукты или нет вовсе, или они завышены, сразу попал в карцер.
Потом возникли проблемы с производствами в колониях. Там, где они были, осужденные работали по 12 часов в сутки, но получали при этом сущие копейки. Кому шли оставшиеся деньги? Оказалось, не во ФСИН, а неким бизнесменам. Потом начались проблемы с ремонтами и строительством исправительных учреждений... Все, что попало в руки Коршунова, стало словно бы разваливаться само по себе.
И вот 13 сентября 2017 года Олега Коршунова задержали. Официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко заявила, что уголовное дело против него возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере с использованием служебного положения).
Задержание Коршунова было как гром среди ясного неба. И не потому что его никто не ожидал. Напротив, все так давно этого ожидали, что смирились с мыслью — Коршунов «бессмертный».
Первыми о том, что Коршунова вот-вот посадят, нам рассказывали действующие сотрудники ФСБ еще два года назад. Они вели дела по мошенничествам в сфере закупок, фигуранты тогда называли имя Коршунова. «Слишком многие дали на него прямые показания, - прокомментировали они. И добавили тогда: - Арестуют завтра или через день».
Ан нет! Ни через неделю, ни даже через месяц кресло под Коршуновым не пошатнулось. И те же сотрудники ФСБ только с удивлением пожимали плечами: мол, это невероятно.
- Решение о его аресте действительно было принято давно на самом верху, - говорит экс-сотрудник спецслужб, ныне адвокат, занимавшийся громкими делами против сотрудников ФСИН, Вадим Лялин. - Но случилось чудо — за него поручились некие (не буду называть имена) высокопоставленные люди. Думаете, выйдя сухим из воды, Коршунов сделал соответствующие выводы? Как бы не так! Скорее, даже наоборот, он понял, что всегда можно «договориться».
Когда задержали директора консервного завода ФСИН в Саратовской области Павла Беликова по делу о мошенничестве (он получил из казны огромные деньги за продукцию, которую даже чисто теоретически не мог изготовить), тот дал прямые показания на Коршунова. Но Олег Адольфович остался на свободе!
Потом выявилась серия махинаций с госконтрактами — ФСИН с легкой руки Коршунова заключала их с предприятиями, которые накануне признавались банкротами. Во ФСИН даже грустно шутили, мол, уж не является ли Коршунов тайным членом команды Реймера (экс-глава ФСИН был осужден за махинации с электронными браслетами для заключенных — Авт).
Меня лично всегда интересовал вопрос — ведь эти задержанные люди на суде точно расскажут о Коршунове. Так как его собираются их этих дел «вывести»? Да и вообще зачем спасать его, если он явно вредит имиджу ведомства и подставляет своего руководителя — человека действительно безупречной репутации, который пришел во ФСИН из Федеральной фельдъегерской службы и всегда был далек от любых интриг и денежных вопросов?
Сильнее всего тучи над Коршуновым сгустились после череды уголовных дел, связанных с хищениями при строительстве новых «Крестов» в Петербурге. Но и тогда Коршунова не задержали.
- Директор ведомства попросил его уволиться, он написал заявление по собственному желанию, - рассказывает источник в ведомстве. - Но поскольку окончательное решение принимает все равно президент, то Коршунов ушел в отпуск. Задержали его как раз во время отдыха.
По данным источника в следствии, у Коршунова во время обыска обнаружили коллекцию дорогих часов. Оказалось также, что жил он не безбедно - имел яхту, дом с причалом в подмосковном Пирогове, вертолет Robinson.
Лучшее за день в "МК": подпишитесь на нашу вечернюю рассылку в Telegram