«Звезда» Северного морского пути
Так, в рамках визита Владимира Путина на завод «Звезда» судостроительный комплекс подписал соглашение с корейской компанией Samsung Heavy Industries Co. Ltd. В документе прописаны основные условия для создания совместного предприятия по управлению проектами строительства арктических челночных танкеров. Цель учреждаемого СП – технологическая поддержка строительства танкеров различных типоразмеров дедвейтом от 42 до 120 тысяч тонн. Суда будут использоваться для вывоза нефти, добытой на месторождениях «Роснефти», а также другими российскими и зарубежными производителями сырья.
На площадке судоверфи «Звезда» дочернее предприятие «Роснефти» - «Роснефтефлот» - подписало соглашение с исследовательским центром Marine Chemical Research Institute Co. Ltd., входящим в состав китайской химической корпорации ChemChina, о проведении испытаний в ледовых условиях специальных покрытий арктического класса. Документ будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между «Роснефтью» и ChemChina в рамках проекта по созданию совместного предприятия по производству специальных полимерных покрытий в территории опережающего развития «Большой Камень».
Вместе с тем договор об учреждении совместного предприятия по производству техники и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти подписали предприятие «82-й Судоремонтный завод», «Роснефть» и финляндская компания Lamor Corporation Ab – поставщик промышленного оборудования. Размещение предприятия планируется в городе Мурманск, а к 2025 году его мощности должны достичь уровня локализации производства оборудования не менее 70%.
Кроме того, судостроительный комплекс «Звезда» при поддержке «Роснефти» заключил соглашение с французской инжиниринговой компанией «Gaztransport & Technigaz» о технической оценке возможностей судостроительного комплекса по строительству систем хранения сжиженного газа мембранного типа для последующего приобретения французским партнером лицензии на строительство судов-газовозов. Создание этих уникальных судов для перевозки газа на «Звезде» является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи, они могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории России природного газа.
Еще одним значительным для судостроительного комплекса событием стало заключение договора между совместным предприятием судостроительного комплекса «Звезда» и корейской компанией Hyundai Samho Heavy Industries Co., Ltd. (HSHI) – ООО «Звезда-Хендэ» – с центральным конструкторским бюро «Лазурит» на разработку проектной документации для строительства на мощностях «Звезды» танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе, которое является экономным и экологически чистым.
Также «Роснефть», «Роснефтефлот» и «Звезда» подписали соглашение, предполагающее размещение заказа на строительство на судоверфи танкеров-челноков усиленного ледового класса (Arc6-Arc7) дедвейтом около 70 тыс. тонн. Стороны соглашения совместно разработают техническую документацию – спецификацию судна, определят перечень производителей основного оборудования. Построенные «Звездой» челноки будут эксплуатироваться под флагом Российской Федерации и осуществлять перевозки нефти с арктических месторождений «Роснефти».
Проект, значимый для страны
Судостроительный комплекс «Звезда» признан россиянами одним из самых важных инфраструктурных проектов последнего времени. Такие данные содержатся в исследовании ВЦИОМ, показавшем, что о создании комплекса знает каждый третий соотечественник (33%). При этом половина опрошенных считает, что реализация проекта укрепит позиции нашей страны на международной арене (48%), еще 43% ожидают, что благодаря этому будут созданы новые рабочие места. Между тем к основным положительным эффектам от реализации проекта россияне относят развитие судостроительной отрасли (90%) и экономики страны в целом (88%), улучшение социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (85%). Мощного толчка в развитии отечественного высокотехнологичного производства вместе с запуском кластера ожидают 83%, а повышения инвестиционной привлекательности – 81% опрошенных. С другой стороны, большинство респондентов признают и значимую роль комплекса в укреплении позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): 73% опрошенных сказали о важности строительства «Звезды» для повышения уровня безопасности в регионе, а 72% согласны с тем, что это поможет улучшить инфраструктуру и транспортное сообщение между странами АТР, еще 68% уверены, что проект поможет развитию экономических связей между государствами.
В ходе посещения завода «Звезда» президент Владимир Путин отметил, что в настоящее время «важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи – начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники». Он также добавил, что рассчитывает на выполнение перспективного плана загрузки предприятия до 2035 года.
В свою очередь глава «Роснефти» Игорь Сечин на церемонии ввода в эксплуатацию достроечного стапеля отметил, что основу продуктовой линейки судостроительного предприятия составят средне- и крупнотоннажные коммерческие суда для транспортировки грузов, суда обслуживающего флота, в первую очередь ледового класса, а также морские буровые разведочные и добычные платформы. Важнейшими элементами производственной программы станут специальные танкеры и суда-газовозы для транспортировки углеводородов. «Строительство таких судов потребует уникальных технических решений, большинство из которых российскому судостроению предстоит осваивать впервые», – отметил Сечин.
По словам главы госкорпорации, портфель заказов «Звезды» на сегодня уже насчитывает 14 судов. Однако для того чтобы верфь была экономически эффективной, необходимый объем заказов судов и морской техники до 2035 года должен составить 178 единиц. Впрочем, сомнений в том, что портовая зона будет только расширяться, не остается. Как заявил гендиректор Дальневосточного центра судостроения и ремонта Юрий Фильченок, в скором будущем здесь планируется построить грузовой порт на 300 тыс. тонн, который позволит доставлять сюда судовое оборудование и судовые материалы морским путем, при том что сейчас поставки на 80% осуществляются по железной дороге.
Новый партнер «Роснефти»
В рамках ВЭФ-2017 китайская энергетическая компания «Хуасинь» подписала соглашение с международным консорциумом Glencore и Qatar Investment Authority о приобретении 14,16% доли в капитале «Роснефти», таким образом став новым стратегическим акционером российской госкорпорации. Отметим, ранее, в конце 2016 года, консорциум приобрел еще 19,5% акций российской компании. «Для нас это серьезное событие, которое в целом формирует в окончательном виде акционерную структуру нашей компании, и мы рады, что это стала именно китайская корпорация», – так прокомментировал подписание соглашения глава «Роснефти». Он также выразил надежду на то, что новый партнер даст возможность получения синергии от сотрудничества. При этом Игорь Сечин добавил, что в продолжение этой сделки «Роснефть» договорилась с руководством китайской корпорации об ее участии в ряде проектов на территории России, реализуемых нефтяным гигантом, в качестве миноритарного акционера. По его словам, прежде всего речь идет о серии добычных проектов в Восточной Сибири.
На инвестиционном рынке сделку оценили положительно. Как сообщили в Glencore, сделка по покупке акций «Роснефти» прибавила к их средней цене премию в 16% за 30-дневный период до 8 сентября, что составляет примерно $9,1 млрд. Приветствовали событие и аналитики американского финансового конгломерата Merril Lynch, назвав сделку «символом уверенности стратегических инвесторов в нефтегазовом секторе России», и призвали инвесторов покупать акции «Роснефти».
Отметим, российская и китайская компании расширили партнерство в рамках деловой программы IX саммита БРИКС в начале сентября, подписав соглашение о стратегическом сотрудничестве. Документ предусматривает реализацию совместных проектов в области разведки и добычи в Западной и Восточной Сибири, а также взаимодействие компаний в областях нефтепереработки и нефтехимии, торговли нефтью и нефтепродуктами. Кроме того, китайская энергокомпания выразила намерение осуществить инвестиции в стратегически важные проекты в российском нефтегазовом секторе.
Вместе с тем «Роснефть» и «Хуасинь» подписали пятилетний контракт на поставку российской сырой нефти в Поднебесную, который открывает новые возможности для стратегического партнерства, в частности, обеспечит наличие гарантированного экономически эффективного экспортного канала реализации сырья. Помимо этого, компания «Хуасинь» планирует использовать свои возможности в области трейдинга и наращивать поставки российской нефти на быстрорастущий китайский рынок. Также соглашением предусматривается совместная деятельность по разведке и добыче нефти на месторождениях в Западной и Восточной Сибири, а также в переработке углеводородов, нефтехимии и продаже.
«Сделка «Роснефти» и «Хуасинь» укрепит отношения между Россией и Китаем, –считает старший аналитик Wood Mackenzie по нефтегазовому сектору Upstream в РФ Кристиан Бермел. – Прямой пакет акций в «Роснефти» сделает «Хуасинь» основным драйвером улучшения отношений «Роснефти» с КНР». С ним согласен и старший аналитик компании «Атон» по нефтегазовому сектору Александр Корнилов. «Что дает Китай в дальнейшем? Понятно, что связи между «Роснефтью» и китайским бизнесом будут только крепнуть, учитывая, что «Хуасинь» является довольно крупным игроком на нефтяном рынке Китая. Поэтому логично ожидать, что международное партнерство с Китаем в области нефтяного рынка будет только усиливаться», – считает эксперт. По мнению Корнилова, диверсификация состава акционеров также является позитивным фактором. «Это определенный позитивный сдвиг, потому что де-факто в «Роснефти» сейчас есть два крупных стратегических акционера, помимо государства: это британская ВР – западный игрок и «Хуасинь», китайская компания. Если западный мир сейчас к нам не очень дружелюбен, то теперь у нас есть партнер, который относится к нам более лояльно», – полагает аналитик.
Похожего мнения придерживается и директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев, который назвал сделку «фундаментальной» для «Роснефти». «Китайское направление для компании всегда было стратегическим. Рынок КНР – это сейчас первая-вторая экономика в мире, смотря, как считать, но в будущем – точно первая. Ясно, что компания, которая займет его, получит гарантированный рынок сбыта. Я не думаю, что Европа перестанет покупать нашу нефть и нефтепродукты, но диверсификация – это очень важный момент», – подчеркнул эксперт.
Нефть-2022
Как стало известно, в настоящее время «Роснефть» разрабатывает стратегию развития до 2022 года. На полях ВЭФ-2017 компания заключила ряд соглашений в рамках реализации этой стратегии. Так, одним из направлений документа «Роснефть-2022» является развитие нефтехимического производства. Ожидается, что мировой спрос на нефтехимическую продукцию будет расти быстрее, чем рост ВВП и потребление нефтепродуктов. Чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, «Роснефть» совместно с китайской компанией ChemChina планирует построить на Дальнем Востоке нефтехимический комплекс. Одним из перспективных проектов в этом направлении является «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК), находящаяся под контролем «Роснефти», которая ведет строительство нефтехимического комплекса в четырех километрах от города Находка в Приморском крае. В рамках Восточного форума ВНХК подписала соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. В соответствии с соглашением ВНХК получает статус резидента ТОР «Нефтехимический». Как сообщает пресс-служба «Роснефти», строительство комплекса позволит заместить экспорт сырья производством продукции с высокой добавленной стоимостью, поставлять ее на перспективные рынки стран АТР, обеспечить растущие потребности в моторных топливах внутреннего рынка Дальневосточного федерального округа, а также будет способствовать развитию инфраструктуры и сопутствующего производства в дальневосточных регионах.
Еще одним направлением стратегии «Роснефть-2022» является поиск и внедрение технологических решений нового уровня для добычи «тяжелой» нефти. На полях ВЭФ дочернее предприятие госкорпорации «РН-Разведка и Добыча» подписало соглашение с компанией Statoil Russia AS по компании «СевКомНефтегаз», разрабатывающей Северо-Комсомольское месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе. Освоение месторождения позволит «Роснефти» вовлечь в разработку новые запасы высоковязкой нефти и реализовать геологоразведочный потенциал участка, а также будет способствовать воспроизводству ресурсной базы и поддержанию уровня добычи нефти в Ямало-Ненецком автономном округе.
Инна Медова
Фото: Евгений Шестаков