В петиции описываются распространенные ситуации, когда банк становится собственником заложенной машины. Так происходит в случае, если человек взял кредит под залог авто и не смог его вовремя вернуть. Но банкирам железный конь не нужен, поэтому они продают его с аукциона или через онлайн-площадки. Покупателями таких машин чаще всего являются простые граждане. На сделку они идут в полной уверенности, что у машины кристально чистая история. Ведь продавец не какой-то «дядя Вася», а солидный банк.
Потом новый хозяин едет ставить покупку на учет в ГИБДД и там узнает пугающую правду: автомобиль арестован судебными приставами. Выясняется, что причиной ареста стал долг бывшего владельца (который отдал машину банку) по некоему решению суда. Причем чаще всего, как уверяют банкиры, задолженности эти копеечные: 500 рублей штрафа за превышение скорости, пара тысяч рублей неуплаченной госпошлины. Однако для гаишников арест даже за такие мелкие прегрешения является основанием для отказа новому собственнику в регистрации машины. А значит, и пользоваться ею нельзя. В результате разгневанный покупатель бежит в банк, требует вернуть деньги за автомобиль, купленный полис ОСАГО и прочие сопутствующие расходы. Банкирам ничего не остается, как соглашаться на все требования гражданина.
В итоге, как сетуют авторы письма, финансисты несут и денежные, и репутационные убытки. При этом узнать заранее, есть ли на машине какие-то обременения, клерки не могут. Ни приставы, ни ГИБДД этой информацией с ними не делятся. Чтобы свести подобные риски на нет, банкиры потребовали у ФССП внести ряд поправок в законы. Если они будут одобрены, судебным исполнителям запретят арестовывать дорогостоящие транспортные средства за несоразмерно мелкие долги.