— Преподаватель сказала, чтобы мы не волновались и не боялись приходить в школу, — рассказывает одна из учениц. — Нас убеждали, что поведение нашего одноклассника было просто необдуманным, спонтанным, он пребывал в состоянии аффекта, заранее ничего не планировал, так что беспокоиться не стоит. Также нам сказали такие слова: «Надеемся, что вы не станете брать с него пример».
— Охрану в школе сменили?
— Охрана теперь новая.
— Следователь с одноклассниками беседовал?
— Нам сказали, что с одноклассниками следственных действий проводить не станут.
— Между собой ученики обсуждают историю?
— На переменах все только об этом и говорят. Мы ведь с ним с первого класса учились, с Витей. Казалось, знали его как облупленного. Мне он казался совершенно обычным. Странности начались пару лет назад. Заключались они только в том, что он часто шутил по поводу теракта и постоянно носил с собой на прогулки нож или пневматическое ружье. Но многие думали, что это муляжи.
— Школьные психологи знали о проблемном ученике?
— Да, школьные психологи с ним работали. Около года назад он хотел покончить с собой, вот тогда ему потребовалась помощь специалиста. Но, между нами, наши школьные психологи вряд ли кому-то способны помочь.
— Виктор говорит, что его унижали одноклассники.
— Он не был изгоем, я всегда его видела в компании ребят. Больше скажу, среди одноклассников есть такие, кто его даже боялся. Разве изгоев будут бояться?
— Почему боялись?
— Из-за его странных увлечений оружием. Мы даже иногда думали, а вдруг правда взорвет школу? Но тех, кто боялся, было меньшинство. Вы говорите, что его били? Никто его не бил, да и конфликтным его не назовешь.
— У него возникали конфликты с учителями?
— Говорят, был конфликт с учителем русского языка, но несерьезный. Сегодня вспомнили, что некоторые одноклассники над ним посмеивались, над его странностями. Но в подростковом возрасте такие вещи считаются нормальными. А Витя не понял. И начал копить в себе ненависть.
— Пострадавшая учительница случайно попала под горячую руку?
— Все уверены, что педагог не входила в его планы, в том самом «черном списке», который он вел, ее имени не было. Она просто оказалась в это время рядом и действительно попала под горячую руку. Учительница не давала пройти ему к ученикам, к тем, кому он решил отомстить, и таким способом он убрал ее с пути.
— Если он постоянно грозился разобраться с одноклассниками, почему его слова все пропускали мимо ушей?
— Он грозился, но подростки часто врут, сочиняют. Чаще всего мы воспринимаем слова сверстников как шутку. Поэтому угрозам Виктора никто не верил, а со временем они даже перестали внушать страх.
— Вы знали, что его кумиром был американец, который тоже устроил бойню в школе?
— Он никогда об этом не рассказывал.
— У него были проблемы с родителями?
— Виктор никогда об этом не рассказывал. Мы очень удивились, когда узнали. Витя вообще не говорил о своих родителях — ни хорошо, ни плохо.
— Одноклассники винят себя в случившемся?
— Многие сейчас понимают, что зря цеплялись к нему, отпускали шуточки в его адрес. Если он не такой, как все, не значит, что он плохой и может быть объектом для насмешек.
— Он мог пойти на преступление под влиянием «групп смерти»?
— Я не думаю, что это было какое-то влияние.
— Что говорят о его дальнейшей судьбе в школе?
— Все надеются, что он избежит тюрьмы. Его жизнь уже поломана. А если еще он угодит за решетку, то не выдержит этого. По слухам, Виктора могут отправить в психиатрическую лечебницу, где, возможно, ему помогут.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Врач-психиатр высшей категории, психотерапевт Александр ФЕДОРОВИЧ:
— То, что мальчик ходил и всем угрожал, а учителя пожимали плечами или разводили руками, это, конечно, катастрофа. В школе есть психолог, который ничего не предпринял, не откликнулся на поведение подростка. Или психологи оказались непрофессиональными, потому что не смогли объяснить родителям существующую опасность. Не смогли до них донести, как в этом случае надо поступать. В результате произошли трагические события.
Мы можем говорить, что имеет место проблема, а вот психиатрического она характера или психологического — надо разбираться.
Психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил ВИНОГРАДОВ:
— А вы знаете, насколько популярна тема двух американских старшеклассников Эрика Харриса и Дилана Клиболда у детей и подростков? Половина подростков, которых приводят ко мне на консультацию родители, приводят Клиболда и Харриса в пример. Они твердят, что надо объединяться в группу. Многие из детей берут из имен двух американских подростков какие-то составные части, придумывают себе ники в соцсетях. Это очень популярные парни среди подростков. Потому что ребенок, подросток, сталкиваясь с несовершенством мира, приходит к выводу, что кругом обман. Он слаб, не может противостоять, его запугали. А тут появляется парочка, которая вершит, по их мнению, справедливость, отстаивает поруганную честь и мстит за унижения. Это фактически возрастные герои.
Свою роль играют и компьютерные игры. Они не порождают подобные действия, но провоцируют, являются неким триггером, который запускает механизм. Подросток сидит, долго играет, истощается, становится агрессивным, а тут на него нападают родители, что-то от него требуют, отправляют в школу, а там его унижают...
Напавшему на школу в Ивантеевке подростку может быть предъявлено обвинение по статьям о тяжком и особо тяжком преступлениях. По результатам психолого-психиатрической экспертизы и решению суда он может быть отправлен на принудительное лечение, помещен в колонию специального назначения. Там тюремный режим, с подростком будут работать психиатры, психотерапевты и психологи.
Читайте материал по теме: "Допрос Ивантеевского стрелка: сделал 13 бомб, состоял в "группе смерти"