Как удалось выяснить «МК», события начали разворачиваться еще в 2014 году. В самый разгар речной навигации около 200 клиентов «Речтурфлота» (большинство из которых пенсионеры) остались на причале, так и не прокатившись по Волге. Как потом объяснял представитель турагентства, река в это время настолько обмелела, что трехпалубные корабли не могли по ней пройти.
Несостоявшиеся путешественники, потеряв связь с туроператором (а вместе с ней и всякую надежду на возврат денег), длинной очередью отправились писать заявления в полицию. В 2016 году потерпевшим сообщили, что все обращения объединены в рамках одного уголовного дела в отношении владельца и гендиректора фирмы в одном лице — Юрия Павельева. Сначала коммерсанта обвинили в мошенничестве в особо крупном размере (более 13 миллионов рублей), а потом в связи с изменениями в законодательстве — в незаконной предпринимательской деятельности. Обвинительное заключение возвращалось в прокуратуру, менялись следователи, менялись судьи, и в конечном итоге Фемида вынесла свой вердикт в марте этого года. Постановлением Савёловского районного суда Юрий Павельев был признан невменяемым. Владельца турфирмы освободили от уголовной ответственности, а иски потерпевших были оставлены судом без рассмотрения. В своем решении судья сослалась на выводы двух экспертных комиссий относительно здоровья Павельева.
Трое потерпевших обжаловали решение, но 16 августа 2017 года Мосгорсуд оставил постановление без изменений.
Сам Юрий Павельев рассказал «МК», что он полностью здоров и почти всем пострадавшим возместил ущерб, предоставив аналогичные круизы. «Не откатались единицы, только те, кто хочет денег, а денег сейчас у меня нет», — заявил коммерсант и даже продемонстрировал несколько мировых соглашений в счет неисполненного обязательства.
Однако самое примечательное в этой истории — это то, что тяжелый диагноз не мешает Юрию Павельеву оставаться владельцем и директором действующего по сей день «Речтурфлота» и быть главным соучредителем еще одной турфирмы — «Волга Лайн», которая была зарегистрирована в феврале 2016 года. Отметим, что на вопрос о том, управляет ли делами опекун, или доверенное лицо, Павельев заявил, что со всем справляется сам.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментарий первого заместителя председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Евы Меркачевой: «Сам факт того, что невменяемый человек управляет бизнесом, да еще и таким, где фирма несет ответственность за жизни своих клиентов, — вызывает возмущение. Конечно, при создании компании никто справку о состоянии психического здоровья не требует, но когда судом установлено, что у руководителя имеется серьезное расстройство, необходимо передать его полномочия другим людям, которые будут в состоянии надлежащим образом исполнять свои обязанности».