Оптимальный объем учительских нагрузок, оставляющий силы и время как на качественную подготовку к урокам, так и на внеучебную работу с детьми, в нашей стране подсчитали еще в 30-е годы прошлого века — 18 часов в неделю уроков плюс столько же так называемого неучитываемого времени: проверка тетрадей, подготовка к урокам, родительские собрания и т.д. Именно этот норматив, подчеркнул сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, и должен обеспечивать заработки на уровне средних по России, о чем и говорится в президентских указах.
На деле же одна лишь урочная нагрузка составляет зачастую 36, 38 и даже 42 часа в неделю, констатировал юрист Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин. И когда при таком раскладе учителя готовятся к урокам и проверяют тетради — бог весть.
Таким образом, получается, что за среднюю учительскую зарплату, официально поднявшуюся сейчас в среднем до 30 тысяч рублей по России, учителя платят чрезмерную цену. Причем при такой чудовищной нагрузке их все чаще норовят заставить поработать за бесплатно. Например, не доплачивают за дополнительные занятия с отстающими, подготовку ребят посильнее к олимпиадам для школьников, подготовку к сдаче ЕГЭ, работу педагогов на ЕГЭ и ОГЭ для 9-х классов и так далее.
Впрочем, далеко не все в порядке и с оплачиваемой нагрузкой учителей, констатировал Луховицкий:
— Методика расчетов нормативов представляет собой страшную тайну! Например, с 1 сентября в Москве будут новые нормативы финансирования школы. Но никто не знает какие, хотя директора школы уже подписали соглашения с учителями об оплате. Правда, это проблема не только Москвы, а всех регионов.
Едва ли не еще хуже дело обстоит в вузах.
— После окончания школы дети от небогатых учителей приходят к нищим преподавателям вузов, — обрисовал ситуацию сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», член профкома МФТИ Андроник Арутюнов. — Ну а «майские указы» из некоторой стимуляции преподавателей превратились в олимпиаду по повышению зарплат на бумаге. В МИФИ, например, предлагают преподавателям перейти с одной ставки на 0,7 ставки при той же зарплате.
В среднем же по России, подчеркнул он, преподаватель вуза ведет по 14 пар в неделю, в то время как его зарубежный коллега преподает по 5–6 часов, и при этом еще должен заниматься наукой: писать статьи, монографии, участвовать в научных конференциях, причем последнее — за свой счет. А бывает, что если преподаватель выиграл грант, то его сумму вычитают из его обычной зарплаты.
— Фактически дело в вузах обстоит так: преподаватель должен как можно больше работать и как можно меньше есть, а в идеале при этом еще и играть на баяне и вышивать крестиком. И ректоры вынуждены все это делать, поскольку иначе вуз не попадает в рейтинг, не получит бюджетных средств и просто-напросто перестанет существовать, — подытожил он.
В Рособрнадзоре «МК» разъяснили, что «вопрос установления нагрузок и зарплат педработников находится в компетенции региональных органов управления образования или федерального Минобрнауки». Однако в министерстве не сочли нужным прокомментировать «МК» сложившуюся ситуацию.
В вузах же полностью подтверждают мнение профсоюзных активистов. Так, преподаватели Геологоразведочного университета заверили «МК» на условиях анонимности, что «средняя зарплата в столичных вузах и близко не достигла уровня 200% к средней по региону, что для Москвы должно составлять около 120 тыс. руб. в месяц»: «Реальные суммы выплат в разы меньше. Да и официальные параметры педагогической нагрузки во многих вузах не соответствуют действительности. Выполнение заявленной нагрузки в полном объеме не оставило бы преподавателю времени ни на что другое, включая еду и сон. Ведь чтобы провести занятие должного уровня, необходимо сделать кучу вещей: разработать дидактический материал, найти информацию о последних научных достижениях в данной области, а затем проверить задания, выполненные на коллоквиумах. В противном случае будет страдать качество образования. При этом помимо чтения лекций и проведения семинаров преподаватели университетов должны заниматься еще и наукой!»