Приятно, конечно, что о нас заботятся. В прошлом году эта тема уже поднималась, муссировалась в СМИ и даже обсуждалась на уровне Правительства РФ. Сочли нецелесообразным.
Излагал свою точку зрения и я. В первую очередь, именно депутатам. Видимо, не дошло. Теперь повторюсь для более широкой аудитории.
Единый день знаний недопустимо отменять потому, что это ухудшит качество образования и нанесет удар по общекультурному пространству страны. По нашей общей культуре. Как стало очевидно в последнее время, такое решение однозначно приведет к повышению конфликтности в межэтнических и межконфессиональных отношениях, а также усилит противоречия между светскими и религиозными сферами жизни России.
Следует вспомнить, что единый день начала занятий был закреплен в четырех постановлениях органов государственной власти СССР, вышедших с 1930 по 1936 год.
Такое внимание данному вопросу было уделено не случайно. Вовлекая огромные массы молодежи в образование, власти столкнулись тогда с необходимостью упорядочения ситуации. Отсутствие единой даты начала учебного года порождало безответственность и дезорганизацию. Задачи стандартизации учебного процесса и воплощения научных методик, укрепления учебной дисциплины и четкой реализации учебных планов, программ, расписаний не решались на должном уровне в условиях скользящего по усмотрению местных чиновников графика занятий.
Многочисленные комиссии, изучавшие положение дел на местах, тогда констатировали, что в основу качественной работы системы образования по всей стране должен быть положен единый, четкий и обязательный для всех распорядок. И не важно, в какой части страны жарко, а где холодно, где полярная ночь, а где светло. Все и везде должны садиться за парты в единое, установленное время. Интересно, кому и зачем сегодня нужно усиливать хаос в образовании. В чьих это интересах?
Это вопросы профессиональные. Но есть и общегосударственное значение праздника. Оно сводится к вопросу, нужно ли России общее культурное пространство, или его надо разрушить.
В каждой большой культуре есть некие элементы, обеспечивающие ее единство и стабильность. И есть другие элементы, обеспечивающие разнообразие и развитие. Их баланс – предмет госполитики, если в государстве на соответствующих должностях есть люди, в этом разбирающиеся. Если таких нет – воцаряется все тот же хаос.
Нам говорят, что в Западной Европе такого праздника нет. Значит, и мы без него можем обойтись. Но с этим трудно согласиться. Россия – страна со своей культурой, своим менталитетом, своими традициями. И день 1 сентября – не выдумка коммунистического режима. Он связан с празднованием Нового года в Византии, укоренившимся в IV веке. В 325 году нашей эры Первый Вселенский церковный собор утвердил дату «Новолетие» в память о том, что 1 сентября 312 года император Константин Великий окончательно отошел от язычества и провозгласил христианство государственной религией Римской империи. На Руси данную дату повелел отмечать Иван III, женатый на византийской принцессе Софии Палеолог. Это произошло в 1492 году.
Позднее календарный Новый год менялся, но в церковно-приходских школах 1 сентября оставалось. Уж больно удобная дата во многих отношениях. Это хорошо прослеживается, скажем, в документах петровской эпохи.
С тех пор религиозная суть даты ушла глубоко в фундамент российской культуры. А 1 сентября стало символом всенародного отношения россиян к знаниям, к учебе как одной из величайших ценностей в человеческой жизни. Уничтожать такие символы – уничтожать великую культуру, созданную многими поколениями наших отцов, дедов и прадедов. День знаний – символ, объединяющий и атеистов, и людей всех религиозных конфессий. Ликвидировать его – ударить по общенациональному единству.
Такая перспектива в последние дни уже создала напряжение по всей стране в связи с праздником мусульман курбан-байрам. Муссировать данную тему – открыть ящик пандоры. К примеру, с точки зрения ортодоксальных евреев школьникам явно не стоит учить уроки в субботу. Какому-нибудь муниципалитету на Дальнем Востоке может захотеться начинать новый учебный год по китайскому календарю. Учитывая темпы развития некоторых процессов, найдется и местное самоуправление, которое совсем отменит учебный год для особ женского пола. Просто за ненадобностью.
Думается, что и субъектам Федерации, и федеральным органам перенос 1 сентября в публичном пространстве даже обсуждать не стоит. Умным людям, выдвигающим подобные идеи, нужно понимать последствия их обсуждения. Стоит относиться к этому ответственно. В этой связи у меня простой вопрос: в Госдуме РФ считают, что у народа России слишком много общей культуры и нам пора расходиться по каким-то анклавам, обособляться? И у нас нет нужды иметь крепкую общенациональную систему образования?
Досадно. В последнее время в России сделано немало для укрепления авторитета Госдумы как одного из важнейших органов государственной власти. И вот опять…
Александр Запесоцкий, ректор СПбГУП, член-корр. РАН, академик Российской академии образования