Назло Евросоюзу: Белоруссия запускает АЭС на границе с Литвой

Спецкор «МК» посмотрел, как строится атомная станция

Островец называют самым молодым городом Белоруссии с 550-летней историей. Поселок близ литовской границы получил статус города лишь в 2012-м году, когда стало ясно, что именно рядом с ним и будет возводиться Белорусская АЭС. Много было споров: нужна ли стране, пережившей последствия Чернобыльской катастрофы, атомная станция. Много и сейчас возмущения от соседней Литвы, которая даже разработала план «блокады» будущего белорусского электричества. Но несмотря на это первый энергоблок БелАЭС уже вплотную подходит к важному этапу строительства — пуско-наладочным работам. Как идет строительство АЭС и как в Белоруссии реагируют на скорый запуск станции, российским и белорусским журналистам рассказали и показали во время пресс-тура, организованного Постоянным комитетом Союзного государства.

Спецкор «МК» посмотрел, как строится атомная станция

На подъезде к городу энергетиков Островцу вдоль трассы стоят необычные двойные фонари — один, на штанге повыше, освещает дорогу, другой колокольчиком склонился к тротуару. Скоро здесь будет много света. Впрочем, от БелАЭС в стране ждут не только электричества в достаточном количестве, но и настоящего экономического и интеллектуального прорыва. Что ни говори, но с начала независимости республики БелАЭС — это первый масштабный проект государственного масштаба. Жилья и различных объектов инфраструктуры в стране строят много. Но объект подобного уровня — пока единственный. И именно от него зависит, станет он последним, или даст толчок другим масштабным преобразованиям в экономике.

Замминистра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк рассказал, что когда обсуждались плюсы и минусы возведения АЭС в Белоруссии, свою роль сыграли несколько важных факторов. Во-первых, АЭС позволит существенно снизить стоимость электричества для промышленных объектов, что, в свою очередь, сделает белорусскую продукцию более конкурентоспособной. Во-вторых, наличие достаточного количества энергомощностей даст старт развитию новых предприятий и даже целых сфер экономики. Например, Белоруссия сможет развивать электромобилестроение...Ну и в третьих, страна, обладавшая в советские годы крепким научным потенциалом, в том числе и в ядерной физике, сможет вернуться к «хорошо забытому старому» и возродить техническое образование. Ведь Белоруссии теперь потребуются специалисты для работы на АЭС.

Кстати, работы в двух последних направлениях начались задолго до финальных работ на станции. По Минску уже катается пять электроавтобусов местного производства ( не путать с троллейбусами, никаких усов и проводов для них не требуется). Еще тридцать на подходе, и на них уже поступают заявки из российских регионов. Специалистов же начали готовить на кафедрах 4-х ВУЗов страны, стажировку они проходят в российских техничских ВУЗах, а после — на действующих российских атомных станциях. Но в первое время на АЭС в первом эшелоне будут трудиться 70 российских специалистов, белорусские спецы пойдут во втором эшелоне, постепенно набираясь опыта.

Уже сейчас они проходят ежедневное обучение в новеньком здании Учебно-тренировочного центра БелАЭС. С помощью компьютеров моделируются ситуации, из которых будущие сотрудники станции должны найти безопасный выход — от простых перебоев с электроснабжением до тайфунов, землетрясений и падения на реактор частей самолета. Работу одной из таких групп удалось увидеть воочию. На первый взгляд, ничего экстраординарного не происходило: пять человек у автоматизированных систем управления четко выполняли работу под контролем инструктора, меняя какие-то параметры работы станции. Как выяснилось, они отрабатывали экстренную остановку энергоблока до номинального уровня мощности. С задачей справились...Сейчас теоретическое обучение в центре проходит 300 человек, стажируются на Воронежской АЭС.

Вообще, во время пресс-тура чаше всего звучало слово «безопасность». Страна, больше всех пострадавшая от Чернобыльской катастрофы, к этому вопросу относится болезненно. Российский проект станции был выбран из множества других не только потому, что он технически признан наиболее безопасным (система три плюс): свою роль сыграла и языковая общность, а главное «технологическое взаимопонимание». «У нас общая советская школа» - не раз повторял зам.министра энергетики. За каждым этапом строительства — начиная от качества бетона, который производят здесь же — на территории стройки АЭС, заканчивая целостностью каждого шурупчика, следит целый ряд контролирующих органов,. главным из которых является Департамент по ядерной и радиоционной безопасности МЧС Белоруссии. Без эксцессов, конечно, не обходится. 10 июля прошлого года при перевозке к месту монтажа из-за неправильно прикрепленной стропы корпус российского реактора сполз на землю. Удар был не сильный, но решили не рисковать. Корпус отправили обратно в Волгодонск, взамен него был доставлен новый, который уже и смонтировали.

Есть еще Центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, который уже сейчас оснастил датчиками, реагирующими на радиоактивный йод, все окрестности Островца. До пуска станции еще более года. Но к нему готовятся, как к появлению первенца. Готовят и жителей Белоруссии: через СМИ и Информационные центры рассказывают, что даст стране БелАЭС и какие меры безопасности принимаются. В результате, по последним опросам, сейчас в стране более 80% жителей относятся положительно к появлению станции, в Островецком районе таковых меньше — чуть более 60%. Но это не те 20 с лишним процентов, что были с самого начала.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27480 от 28 августа 2017

Заголовок в газете: Зачем Минску «Мирный атом»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру