На днях была опубликована книга американского психолога Джин Туенги, в которой автор бьет тревогу: подростки стали гораздо реже общаться с друзьями вживую, предпочитая переписку в Интернете. С 2000 по 2015 год число детей, предпочитающих живое общение, уменьшилось на 40%.
Это касается и российских детей. Сегодня подростки, даже находясь рядом друг с другом, постоянно утыкаются в телефоны и пишут сообщения.
Чем грозит такое поведение, и надо ли с ним бороться? А главное, как?
Детский психолог Елена Мошкова уверена, что надо, и проще всего переломить ситуацию в переходный период в начале учебного года.
— Последствия постоянного пребывания в виртуальном пространстве могут быть весьма плачевными, — рассказывает Елена «МК». — Прежде всего это проблемы социализации. Подростку становится сложно наладить адекватные отношения с окружающими, а впоследствии — найти спутника жизни. Происходит отдаление от родителей, за советами ребенок обращается не к близким людям, а ищет ответ у друзей на форумах или в социальных сетях. Возникают и расстройства здоровья — частые головные боли, ухудшение зрения.
Конечно, когда такая зависимость от компьютера уже сформировалась, бороться с ней очень сложно, и без помощи специалиста едва ли получится. А вот пока беды не случилось, предотвратить ее можно и нужно.
— Почему оптимальное время для этого начало учебного года?
— После летнего отдыха график жизни ребенка резко меняется, и он психологически готов к этим изменениям. Надо сделать так, чтобы в новом графике было четко ограничено время, отведенное для компьютера. Я сейчас говорю о детях младшего и среднего школьного возраста. Родителям нужно составить расписание использования компьютера и обязательно следить, чтобы он не нарушался.
Новый, послеканикулярный режим дня надо составить таким образом, чтобы в нем было отведено время для общения внутри семьи: совместных обедов или ужинов, просмотра фильмов, их обсуждения. Мобильный телефон за столом должен быть запрещен — но важно, чтобы и родители соблюдали это правило. Очень советую вспомнить о такой хорошей, но подзабытой многими традиции, как совместное чтение — выделите для нее хотя бы полчаса времени.
— Может, стоит вообще исключить компьютер из жизни ребенка — по крайней мере, до определенного возраста?
— Думаю, для школьников это невозможно — учебные задания во многих школах требуют работы с компьютером уже в младших классах, а социальные сети служат способом общения. Поэтому можно лишь отрегулировать время взаимодействия с компьютером.
— А если ребенок не слушается, не соблюдает график?
— К этому надо быть готовым, не кричать и не скандалить. Постарайтесь организовать максимально насыщенную реальную жизнь — приглашайте в дом друзей и одноклассников, помогите найти какое-то увлечение — запишите в спортклуб, в кружок, в бассейн. Пусть с нового учебного года у ребенка остается поменьше времени на компьютер. Некоторые родители боятся, что тогда он будет сидеть в Сети на уроках — это не так. На уроках лезут в Интернет те, кто уже и пяти минут не может прожить без онлайна.
Так что введите ограничения — разрешите ребенку садиться к монитору после выполнения домашних заданий и прогулки. Определите время — полчаса, час, полтора — это зависит как от возраста, так и от степени привязанности к компьютеру. Постепенно ребенок привыкнет.
И всегда помните: многие дети проводят огромное количество времени в Сети только потому, что им не хватает впечатлений и понимания в реальной жизни. Уделяйте им побольше внимания!