Тайна исчезнувшего самолета Леваневского: подводные аномалии ждут ученых

"Последние фрагменты сообщений с борта были неразборчивы"

Одна из самых знаменитых в мире тайн, оставленных ХХ веком, — исчезновение в Арктике самолета Н-209, на котором экипаж во главе со знаменитым советским летчиком Сигизмундом Леваневским должен был перелететь из СССР в Америку через Северный полюс. Этой загадке исполнилось 80 лет, но до сих пор и в России, и в США есть люди, которые не теряют надежды ее разгадать.

"Последние фрагменты сообщений с борта были неразборчивы"
12 августа 1937 г. Экипаж Н-209 перед стартом. Слева направо: Николай Галковский, Николай Кастанаев, Сигизмунд Леваневский, Григорий Побежимов, Николай Годовиков, Виктор Левченко.

Крылатая четырехмоторная громадина Н-209 стартовала с подмосковного аэродрома 12 августа 1937 года. Однако на той стороне трансполярного воздушного моста ее так и не дождались. Самолет ДБА новейшей конструкции, на котором летели Герой Советского Союза №2 Леваневский и пятеро членов его экипажа, пропал где-то среди белых просторов Ледовитого океана.

— Этот межконтинентальный перелет через полюс был третьим по счету, — рассказывает член Русского географического общества режиссер-документалист Юрий Сальников. — До Леваневского летом 1937-го через макушку Земли в США уже успешно перемахнули на самолетах АНТ-25 экипажи Чкалова и Громова. Они опередили Леваневского, который являлся фактически инициатором перелета через полюс, однако честолюбивый летчик-герой в этой ситуации захотел отметиться собственным достижением. Перед стартом его Н-209 было объявлено, что осуществляется первый пробный рейс по самой короткой межконтинентальной трассе: Москва — Северный полюс — Фэрбенкс (Аляска), протяженностью всего 6650 км…

Предполагалось, что этот опыт поможет в дальнейшем организовать регулярные коммерческие рейсы по перевозке пассажиров и грузов между двумя странами. К слову сказать, на борт самого Н-209 перед стартом поместили партию коммерческих товаров. В основном это была упакованная в прорезиненные мешки пушнина, а также русские сувениры — деревянная расписная посуда. Кроме того, как утверждают некоторые исследователи, на борту находилась партия золота, предназначенная для продажи в США.

Увы, осуществить задуманное не удалось. Днем 13 августа, вскоре после того, как самолет Леваневского миновал Северный полюс, в штабе перелета с борта Н-209 была получена аварийная радиограмма: отказал правый крайний мотор, самолет теряет высоту, усиливается обледенение… А вскоре в эфир ушло сообщение, в котором были слова: «…предполагаем совершить посадку…» После этого четкая связь с ДБА оборвалась, еще несколько фрагментов сообщений, принятых от экипажа Леваневского, были непонятны или неразборчивы.

Уже 14 августа временный поверенный СССР в США К.Уманский связался с президентом американского «Клуба исследователей» В.Стефансоном и попросил его приехать в Вашингтон, чтобы помочь организовать поиски экипажа Леваневского. Стефансон предложил возглавить поиски известному полярнику У.Вилкинсу, который только что вернулся из Антарктиды с опытным американо-канадским экипажем. Для их работы был очень быстро приобретен советской стороной самолет-амфибия.

Поражает уверенность Уманского, что Н-209 удалось посадить среди торосов и теперь где-то ближе к Аляске на дрейфующем льду расположился лагерь Леваневского. Перед стартом Вилкинса из Нью-Йорка на Аляску Уманский даже передал ему письмо для находящихся в этом ледовом лагере летчиков: «Дорогие товарищи Леваневский, Кастанаев, Левченко, Побежимов, Галковский и Годовиков! Это письмо вам сбросит полярный исследователь Вилкинс, для экспедиции которого по розыскам вашего самолета мы приобрели летающую лодку «Консолидейтед». Одновременно с американской стороны вас ищет летчик Маттерн на сухопутном самолете «Локхид Электра». Он передает вам сообщения с 30-й по 40-ю минуту каждого часа на волне 5692,5 килоцикла и слушает вас с 40-й по 50-ю минуту каждого часа… Посылаем с Вилкинсом радиооборудование и батареи, которые он вам сбросит. Как видите, сделано все для того, чтобы как можно скорее вас выручить… Желаем вам, дорогие товарищи и друзья, бодрости и здоровья и ни на минуту не сомневаемся, что скоро будем приветствовать вас на американской или, что еще вероятнее, на родной советской земле. С горячим товарищеским приветом, К. Уманский».

Однако до сих пор неизвестно, где упал огромный четырехмоторный Н-209 и что случилось с его экипажем.

Взлет! Последнее фото самолета Леваневского.

Уже много лет спустя, в 1980-е годы, научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Л.П.Куперов, изучая материалы научных наблюдений в августе 1937 года, установил, что приборы Гринвичской обсерватории и полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа зафиксировали сильную вспышку на Солнце 12 августа. Последствием стало значительное ухудшение условий прохождения радиоволн в приполярных районах. Так что первоначальное исчезновение радиосвязи с «двести девятым» могло произойти вовсе не из-за авиакатастрофы, а по вине небесного светила. Сам же «онемевший» самолет Леваневского вполне мог еще какое-то время продолжать свой полет к американским берегам и потерпел аварию уже поблизости от них.

В связи с этим большой интерес представляет находка, сделанная в Архиве внешней политики российского МИДа. Это записка доктора Х.Келлемса — священника и путешественника, приплывшего на мыс Барроу на арктическом побережье Аляски осенью 1938-го на собственной шхуне «Пандора». От трех эскимосов-инуитов, живших в тех краях, он узнал, что год назад, около 15 августа, они услышали громкий шум моторов и увидели некий «аппарат», который быстро летел между островками Тэтис и Спай в море Бофорта. Неожиданно он упал в воду, вызвав сильный всплеск. Были дождь и небольшой шторм, который стих лишь к утру. Охотники поплыли на своих каяках к островам и увидели в море большое масляное пятно, наползавшее на Тэтис.

Услышав это, Х.Келлемс несколько суток вместе с инуитами искал место катастрофы. Впрочем, безуспешно: начиналась зима, и путешественнику пришлось вернуться в Калифорнию, не добившись никаких результатов. Однако Келлемс поверил рассказу эскимосов-охотников. Он сообщил об услышанном в своей записке, отправленной в советское посольство, и был уверен, что СССР пригласит его участвовать в поисках самолета, упавшего у арктических островов, на следующий год. Увы, начавшаяся Вторая мировая война спутала все планы…

Эта «эскимосская» история получила продолжение много лет спустя. В 1989-м директор Института геофизики при университете г. Фэрбенкс (Аляска) доктор Дэйв Стоун приступил к организации поисковой экспедиции, в которой приняли участие его аспиранты и несколько волонтеров. В 1990 году, вооружившись специальной аппаратурой, они «прозвонили» указанный индейцами район в море Бофорта и обнаружили там около 20 аномалий — мест, где под толщей воды могут находиться какие-то посторонние для морского дна предметы. Если предположить, что речь идет именно о трагедии экипажа Леваневского, то такими виновниками аномалий могут быть фрагменты самолета ДБА — например, его двигатели.

Теперь, чтобы поставить точку в разрешении этой загадки, нужно было тщательно обследовать с поверхности воды место каждой из обнаруженных аномалий и понять, что же находится там, на морском дне. Однако осуществить такой предметный поиск американским энтузиастам помешали финансовые трудности.

В 2013 году к исследованиям у побережья Аляски смогли присоединиться соотечественники погибшего экипажа. Небольшая российская группа получила грант РГО на проведение предварительных поисковых работ в районе островов Тэтис и Спай.

Побережье моря Бофорта. На горизонте — зона предполагаемых поисков.

Одним из организаторов группы стал Юрий Сальников. Сегодня он вспоминает:

— Президент России В.В.Путин, вручая сертификат гранта, сказал: «Леваневского надо обязательно найти!» К сожалению, прибытие к месту назначения нашей экспедиции оказалось связано с немалыми проблемами: ведь это не просто отдаленный район Америки, но он еще является и закрытой зоной ПВО США, а кроме того, эти места считаются вотчиной инуитов, которым дано право здесь распоряжаться. Поэтому, чтобы получить допуск в интересующий нас квадрат, пришлось преодолеть массу административных барьеров. В результате время было упущено: мы прилетели в район островов слишком поздно, уже в канун наступления зимнего сезона — а это сильные ветры, молодой лед, опасный для плавания на резиновых лодках, которые были в нашем распоряжении… Однако даже предварительная рекогносцировка дала обнадеживающие результаты. Оказалось, что глубина моря Бофорта здесь невелика — всего около 6 метров. Так что обследовать обнаруженные аномалии можно без дополнительного сложного снаряжения для подводных работ.

На следующий год нам также удалось слетать на рекогносцировку. Побывали в инуитской деревне Нюксут, чтобы встретиться с потомками тех охотников, которые видели падение большого самолета в 1937 году. 70-летний внук одного из свидетелей не только подтвердил сведения, упомянутые в записке доктора Келлемса, но рассказал еще об одном интересном эпизоде, случившемся в 1998-м. Они с братом и еще двумя мужчинами отправились на морскую охоту в каяке. Неожиданно лодка налетела на какое-то подводное препятствие, и мотор заглох. Осмотр показал, что винт был поврежден. Лодку пришлось отбуксировать к берегу для ремонта. Охотники так и не поняли, за что же зацепилась их лодка: ведь дно моря Бофорта в этих местах очень ровное. Узнав о происшествии почти 20-летней давности, мы сделали предположение, что таким подводным препятствием на морском мелководье мог стать обломок когда-то рухнувшего здесь самолета.

К сожалению, начать подводные обследования места возможной гибели Н-209 и имеющихся там аномалий никак не удается. Финансовые средства для этого не может получить ни наша группа, ни энтузиасты из США. Д.Тэффт — бывший теперь уже американский посол — в свое время поддержал идею такой экспедиции и рекомендовал подать заявку на американский грант 2017 года. Но наши коллеги с Аляски не успели оформить все документы вовремя…

В США и Канаде члены поисковой группы объявили сбор добровольных пожертвований, чтобы получить необходимые средства для поисков с воды или со льда. По их утверждению, разгадка трагической «мистерии Леваневского» сейчас обойдется всего в 30–40 тысяч долларов.

Доктор Стоун, которому исполнилось уже 84 года, бережно хранит карту, где обозначено место каждой обнаруженной аномалии. Он надеется, что экспедицию все-таки можно будет провести в 2018 году, и даже готов внести в ее фонд 5000 долларов личных сбережений.

— Мы очень хотим, чтобы поиски завершились успешно, — говорит Юрий Сальников. — И считаем, что есть все шансы осуществить их в ближайшее время, пока еще живы двое детей членов экипажа самолета Леваневского. Одной из них, дочери радиста с Н-209 Николая Галковского Галине Николаевне Галковской, через несколько дней исполнится 88 лет…

Родные погибших летчиков экспедиции Леваневского попросили установить памятник

Родные погибших летчиков экспедиции Леваневского попросили установить памятник

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27466 от 11 августа 2017

Заголовок в газете: Загадка исчезнувшего героя

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру