Бельгийским властям о попадании фипронила в продукцию (что в принципе является серьезным нарушением) стало известно в начале лет, но они предпочли умолчать о нем. Лишь потом, после экспертизы яиц в Германии, чиновники пытались оправдываться, ссылаясь на собственное расследование. Это умалчивание назвали недопустимым политики почти всех европейских стран, куда могла попасть опасная продукция.
«Фипронил поражает нервную систему насекомых. Это очень мощный нейротоксический препарат, он также довольно сильный для человека. По факту, мы не можем проверить, распространилось ли заражение по всей Европе», - сказал бельгийский токсиколог Альфред Бернард.
В итоге в Нидерландах на сегодняшний день закрыты 150 птицефабрик из 180. Фермерам придется уничтожить несколько миллионов кур, что грозит производителям колоссальными убытками.
Ко вторнику о распространении на своих рынках заявили пять стран: Нидерланды, Германия, Бельгия, Франция и Великобритания, где сейчас «в срочном порядке» расследуют это происшествие.
К счастью, Роспотребнадзор сообщил, что содержащие инсектицид куриные яйца и мясо из Бельгии и Нидерландов не поставлялись в Россию.
Как прокомментировали «МК» в Институте органической химии РАН, в принципе, фипронил не такой вредный, как те инсектициды, что содержат фосфор. Но и он при попадании в организм человека может вызвать самые яркие симптомы отравления: головокружение, рвоту, тошнота, боли в животе, слабость, судороги. При кратковременном воздействии этого вещества на человека серьезного лечения, как правило не требуется, - достаточно принять сорбенты и выпить большое количество теплой воды. Если говорить о продукции, которая уже приготовлена из зараженных яиц, фипронил распадется в ней примерно через месяц, и тепловая обработка этот процент не ускорит, поскольку речь идет не о микробах. Опасной дозой фипронила являются всего 5 тысячных его миллиграмм в расчете на 1 кг хлеба.
Теперь о том, что происходит в России, если случается подобное заражение кур. Как удалось «МК» узнать у представителя пищевой промышленности, который пожелал не афишировать себя, у нас, как правило, о подобных инцидентах просто не говорят. Как и в случае с «щедрым» посыпанием вредными химикатами фруктов и овощей, поступающих на наш рынок из Турции, Узбекистана, Таджикистана и особенно Китая. Всего химических веществ, с которыми вполне могут переборщить поставщики пищевых продуктов, около 5 тысяч. И чтобы определить то или иное, нужна газовая хроматография, которую надо заказывать в специализированном институте. Как показывает последний случай, грешат с химикатами и в просвещенной Европе. Как впрочем и с подмешиванием в говяжий фарш мяса иных, не сельскохозяйственных животных. К примеру, недавно подобный скандал разгорелся в Италии из-за использования на одном из мясных производство мяса конины под видом говядины.