Горы тухлятины, по которой бегают кошки, смердят так, что арестанты боятся открывать окна камер. Но это не спасает. Заключенные стали падать без сознания во время прогулок — ветер доносит ужасающий запах на некоторые прогулочные дворики.
На территории каждого СИЗО есть мусорка. Но «Бутырке» повезло меньше всех: помойка располагается прямо в центре территории, около одной из исторических башен.
— Это просто невыносимо, — жалуются правозащитникам арестанты камер, чьи окна выходят прямо на нее. — Сейчас еще жара, зловоние стало такое, что терпеть невозможно. Мы окна не открываем, но запах проникает даже через щели. Да и как вообще жить в камере без циркуляции свежего воздуха?!
В камерах висят клейкие ленты, которые усеяны мертвыми мухами. Откуда те берутся? Ясное дело. С помойки. И это еще не самое страшное. В мусоре живут и мрут мыши, крысы, кошки... Целая «экосистема».
Члены ОНК попросили показать им Клондайк, спрятанный за железными воротами. Внутри прямо на асфальте лежит зловонный мусор. Рядом — трупы животных. В конце этой горы можно увидеть вторые воротца (так сказать, второй сектор мусорки), куда без респиратора войти уже просто невозможно.
— В день изолятор производит 12–15 кубометров мусора, — рассказывает сотрудник тыловой службы «Бутырки». — В мае и июне он не вывозился. Накопилось порядка 700 кубометров.
Если перевести это в тонны, то получится около 400 (с учетом состава мусора). Не вывозили его потому, что у «Бутырки» задолженность перед подрядчиком в 300 тысяч целковых. Вообще в СИЗО уверяют, что им нужно каждый месяц по 230 тысяч, а выделили 600 тысяч... на год.
В прокуратуре заявили, что о проблеме знают, держат, так сказать, на контроле.
— Главное, что мы предотвратили распространение инфекционных заболеваний, — заметил надзирающий за СИЗО прокурор.
Болезней вроде бы действительно нет, но только пока. Крысы и кошки снуют ведь от мусорки на пищеблок и обратно. Сотрудники изолятора, вместо того чтобы заниматься непосредственными обязанностями, посыпают горы гнили хлоркой, омывают около них асфальт. Впрочем, и сам по себе запах — орудие манипуляции.
В Китае пытка запахом человеческих испражнений, гнили и мертвечины считалась одной из самых страшных. Так, выходит, московских арестантов пытают? Кстати, жильцы домов, расположенных по соседству с «Матросской Тишиной», еще два года назад нажаловались на «вонизм». Тогда проблему быстро решили, деньги на ежедневный вывоз мусора нашли.
Смогут ли проверить «Бутырку»? Непонятно. Но о задолженности по оплате вывоза мусора заявляют еще несколько столичных изоляторов.