— Почему вы, житель одного из самых «коренных» российских городов — Рязани, вдруг заинтересовались столь далекими краями?
— Среди русских, которые осваивали неведомые никому места на северо-западе Америки, было много выходцев с Рязанщины, в их числе и один из самых известных исследователей Аляски морской офицер Лаврентий Загоскин. Именно он стал нашим первым «проводником» в тех краях: летом 2009 года состоялась экспедиция, которая так и называлась: «По следам Л.Загоскина. Юкон-2009». За полтора месяца наша группа прошла на байдарках по рекам Танана и Юкон около 1500 километров, повторяя маршрут группы русских первопроходцев во главе с Загоскиным. Мы добрались до местечка Кросс Пойнт — это самая дальняя точка, которой он достиг, двигаясь в глубь Аляски. Здесь, на высоком берегу Юкона, где когда-то была восточная граница России, Лаврентий Алексеевич в 1843 году установил крест. Конечно, того креста уже давно нет, но мы поставили аналогичный знак с памятной табличкой.
В последующие годы мы продолжили путешествия-исследования по Аляске, по Алеутским островам. Речные и озерные дистанции преодолевали на байдарках, а для морских переходов воспользовались яхтой. Мы шли теми же водными путями, которые впервые проложили по этим северным землям наши предки, совершали те же, что и они, волоки, переправляясь через водоразделы, посещали места основанных ими столетия назад поселений.
Аляска до сих пор очень незначительно подверглась нашествию цивилизации. В некоторых случаях пробирались через глухомань, где никто не ходил десятилетиями, а то и вовсе нашими непосредственными предшественниками были русские первопроходцы в XIX веке.
Подготовка к первой «аляскинской» экспедиции заняла почти год. Мы штудировали литературу, документальные источники, консультировались с учеными. Многие из них заранее готовили нас к разочарованию: мол, ничего там не осталось от Русской Америки.
К счастью, наши консультанты ошиблись! Вот лишь одно яркое тому подтверждение. В поселке Танана на берегу Юкона мы увидели «классическую» русскую деревянную церковь, а по соседству с ней кладбище, где на многих памятниках русские фамилии (хотя и написаны латинскими буквами). В самом поселке столь же «классические» русские бабушки на завалинках сидят. А побывав на церковной службе, довелось услышать русскую речь: хор поет «Господи, помилуй!» и другие песнопения по-нашему.
Увиденное в экспедициях доказывает существование культурологического феномена: даже полтора века спустя после отторжения от прежних «корней» среди потомков русского населения на Аляске сохранились традиции, элементы культуры их предков. Однако феномен этот изучен слабо. Ведь до глухомани аляскинской исследователи практически еще не добирались.
«Горжусь, что в моих жилах течет русская кровь!», «Вы первые русские, которые здесь появились за 150 лет!» — такое приходилось слышать на Аляске неоднократно. Местные жители встречали нас очень радушно. Дополнительные эмоции у них вызвали священники из России — участники наших экспедиций. Трое батюшек не только наравне с остальными делили тяготы экспедиционных будней, но еще совершали церковные службы в селениях, через которые проходил наш маршрут.
— Православие там распространено?
— Это до сих пор самая мощная конфессия на Аляске. Мы посетили более 40 храмов в Русской Америке. В некоторых церквях нами обнаружены сохранившиеся богослужебные и метрические книги «российского» периода. Нам рассказывали о том, что здесь до сих пор сохраняются русские традиции типа празднования святок и старого Нового года.
Среди нынешнего населения Аляски встречается много людей с русскими именами и фамилиями (хотя порой и слегка переиначенными). Например, в упомянутом уже поселке Рашен Мишен почти все жители носят русские имена — Филипп, Ефрем, Мария, Екатерина, Ольга...
Клад штурмана Васильева
— В планы экспедиционных сезонов 2010 и 2011 годов мы включили поиски Колмаковского редута. Это укрепленное поселение из числа самых ранних опорных пунктов россиян во внутренней Аляске. Его основал первопроходец этих земель Федор Колмаков в 1834-м для торговли с местными жителями.
Поселение существовало вплоть до начала XX века. А в 1929-м американские ученые вывезли остатки одной из построек бывшего русского укрепления — сторожевой башни — и разместили артефакт в университете города Фербенкса. Позднее редут включен властями США в число объектов американского культурного наследия. Однако на момент нашей экспедиции не было даже достоверных сведений, сохранились ли здесь следы сооружений, возведенных русскими. Среди зарослей деревьев нам с большим трудом удалось обнаружить остатки построек Колмаковского редута — фрагменты бревенчатых срубов, фундаменты первых изб русских промышленников.
— Насколько уникальны такие находки?
— Остатки старых русских построек есть еще кое-где. Например, во время сплава по Холитне мы остановились в местечке, которое носит название Мейлинг Трейдинг Пост. Тамошние аборигены показали высокий холм, где когда-то проводились раскопки на месте стоявшей здесь древней избы. Добравшись до холма и осмотрев конфигурацию раскопок, мы поняли, что это похоже на русскую пятистенку. Скорее всего, именно тут находилась первая русская изба, построенная еще до появления Колмаковского редута во внутренних районах Аляски — в бассейне реки Кускоквим.
В 2011 году одна из групп экспедиции прошла вверх по реке Нушагак, чтобы потом совершить волок через водораздел и сплавиться уже по другой реке — Кускоквим. Даже старожилы-американцы не припоминают, чтобы таким сложным маршрутом кто-нибудь проходил, хотя знают, что в старину это была «наезженная дорога». Меру этой сложности нам довелось испытать на себе. Течение в Нушагаке и его притоке Чичитнаке порой было столь мощным, что выгребать против него на байдарках не хватало сил. Пришлось почти 500 километров тащить лодки на веревках. А дальше мы пробирались вверх по одному из ручьев, постоянно разбирая завалы из деревьев. Порой за день удавалось продвинуться лишь на 2 километра.
— Но ради чего все эти усилия?
— Во времена Русской Америки подобный трудовой подвиг совершил один из наших соотечественников. В начале XIX века руководство Российско-американской компании, озабоченное падением количества мехов, вымениваемых у аборигенов на побережье, решило, что нужно находить новые территории для меновой торговли во внутренних районах Аляски. Самым привлекательным с этой точки зрения казался бассейн Кускоквима. Попасть в те края можно было по реке Нушагак, впадающей в Бристольский залив. Туда в 1818 году направили экспедицию, участники которой основали в устье Нушагака крепость, названную Ново-Александровским редутом.
Мы добрались до этого места. Издалека виден огромный, высотой метров 10, белый православный крест. Он поставлен местными жителями там, где раньше стояла церковь, которую построили русские еще в 1830-е гг.
В 1829 году на разведку верховьев Кускоквима был отправлен небольшой отряд во главе со штурманом Иваном Васильевым. Чтобы добраться до цели, предстояло подняться вверх по реке Нушагак и через систему Великих Нушагакских озер попытаться проникнуть к истокам Кускоквима. Русские не знали этого пути, и потому Васильеву пришлось нанять проводников. С большими лишениями отряд продвигался вперед. Однако недалеко от цели его остановил так называемый водопад смерти — каменные глыбы, через которые с трудом пробирается река. Штурман попытался наладить контакты с местными жителями. Но аборигены не желали проникновения чужестранцев на свои территории и пригрозили убить Васильева и его спутников, если они попытаются попасть на Кускоквим. Все проводники экспедиции разбежались, и отряд был вынужден вернуться назад в Нушагак, однако на берегу одного из озер Васильев закопал медную табличку с надписью «Земля российского владения». В 1830-м штурман повторил свою попытку и на сей раз достиг Кускоквима.
Проклятые шаманами
— Отправившись летом 2012 года в нашу четвертую по счету экспедицию, мы попытались пройти по реке Нельчина в исконные земли индейского племени атна в бассейне реки Медной, к озеру Плавежному. Этот маршрут во времена русских первопроходцев славился своей «проблемностью».
— Вы имеете в виду технические сложности?
— В большей степени — угрозу для жизни со стороны аборигенов. Пожалуй, это одна из самых трагичных страниц истории Русской Америки. Несколько поколений промышленников Российско-американской компании пытались освоить эти края. С конца XVIII века было организовано 17 экспедиций, семь из которых окончились трагически. Их участников убили местные жители — воинственные индейцы атна.
Самой загадочной является экспедиция Руфа Серебренникова в 1847–1848 гг. Этот двадцатилетний штурман Российско-американской компании смог подняться с низовий реки Копер (Медная) до Плавежного озера и до истоков этой реки. Моряк-исследователь выполнил первую задачу, которую перед ним поставило руководство компании: составить карту-схему реки Медной и найти место для основания нового редута. Но покинуть эти края Серебренникову не удалось. Он был убит при непонятных обстоятельствах в верховьях Медной.
Двигаясь по маршруту, довелось встречаться и разговаривать с потомками тех самых индейцев атна, которые с завидным упорством убивали участников русских экспедиций во времена Российско-американской компании. Эти аборигены до сих пор не жалуют чужаков. Они от поколения к поколению передают предания о жизни собственного народа, в том числе и о далеких временах, когда в здешних краях появились первые россияне. В одной из деревень нам рассказали о проклятье, которое якобы местные шаманы насылали на чужестранцев, оказавшихся на землях племени. Причиной столь ожесточенного сопротивления попыткам незваных гостей проникнуть на эти территории являлись, скорее всего, находившиеся здесь уникальные залежи самородной меди, из которой индейцы атна делали наконечники стрел, а также выгодно использовали в меновой торговле с другими племенами.
После гибели Серебренникова русские никогда не посещали эти места, вплоть до нашей экспедиции. Кто знает, может быть, именно то древнее проклятье шаманов до сих пор висит над чужестранцами, которые добрались сюда. Во всяком случае, участникам нашей группы такой древний запрет аукнулся сполна. Байдарки часто дырявили днище на камнях, не раз переворачивались, а однажды мощной волной суденышко бросило на камень, развернуло поперек течения и разломило надвое! Полдня потом ремонтировали. Все-таки мы смогли достичь Плавежного озера.
Надо отметить, что и другие наши байдарочные переходы по рекам и озерам Аляски не были легкими. Как правило, ежедневно преодолевали по 30–50 километров, тратя на это 10–12 часов. Походную жизнь осложняла неласковая местная погода. Зачастую сутки напролет лил дождь. Даже днем температура редко поднималась выше 15 градусов тепла. Буянили ветра — иногда их сила была такова, что наши гребные суденышки начинало воздушными потоками двигать против течения! Много раз в результате байдарочных «кораблекрушений» участники экспедиции оказывались в воде...
— Неужели Аляска вам никогда не улыбалась, не баловала?
— Суровые условия полуострова хотя бы отчасти компенсировались изобилием природных даров. В нашем меню преобладала рыба, ее уловы были фантастические. Как-то буквально за полчаса мы наловили в реке около 20 килограммов.
Русско-американские сувениры
Непохожей на предыдущие стала экспедиция 2013 года. Ее участники отправились обследовать Алеутские острова на арендованной для этого яхте. Управлял ею хозяин, известный французский мореплаватель Дидье Ватеркот. В общей сложности за два месяца мореходы-исследователи прошли маршрут протяженностью около 4,5 тысячи километров вдоль архипелага, который с конца ХVIII столетия активно осваивали российские промышленники.
— Именно с их приходом сильно изменилась жизнь здешнего коренного населения. Наши соотечественники принесли с собой новые орудия труда, одежду, еду, православие... — рассказывает Михаил Малахов. — На берегах залива Чиниак на острове Кадьяк русские оказались в конце лета 1784 года и развернули здесь активную хозяйственную деятельность. За короткое время было построено селение Павловское, которое имело весьма развитую по тем временам инфраструктуру.
На Кадьяке мы посетили залив Трех Святителей — место, где была построена первая русская деревня на этом острове и вообще на территории Русской Америки. Именно сюда в 1784 году прибыли три корабля купца Григория Шелехова, который основал это поселение. Добрались и до озера, где россияне еще в начале XIX века добывали лед и экспортировали его в Калифорнию, в другие южные районы США и даже в Южную Америку.
— Звучит почти как фантастика!
— И тем не менее это исторический факт. Лишь около 70 лет хозяйствовали россияне на этой земле, но до сих пор память о тех временах увековечена в местных названиях. Вот, скажем, один из малых островов и расположенный там поселок имеют «эксклюзивное» русское название — Борька, а другой остров называется Киска. На Кадьяке есть гавани Святого Павла и Святого Германа, бухта Russia Harbor — Русская Гавань (здесь в 1764 году проходила первая зимовка наших промышленников в этих краях). Еще есть заливы Монашка, Бабий и Мельница. Первой же улицей, на которую мы попали, выезжая из аэропорта, оказалось шоссе, носящее имя Резанова (привет знаменитой рок-опере «Юнона» и «Авось»!). Существуют также улицы, названные в честь других русских первопроходцев — Шелехова и Кашеварова.
Яркое впечатление произвел Датч-Харбор на острове Уналашка — самый крупный центр рыболовства и краболовства на Алеутах, который часто посещают туристы. Так вот история Русской Америки в городе не только хорошо помнится, но и хорошо продается. На полках магазинов много сувениров с «нашей» тематикой: матрешки и другие типично русские вещи, сделанные с большим мастерством (в числе прочего фигурки медведей, сделанные именно в русском стиле).
— То есть тамошние американцы переняли наше народное искусство?
— Оно очень востребовано. Даже пазлы — картинки, которые надо самим собирать, — здесь на темы русских народных сказок. Посещение Алеутских островов, общение с местным населением и их неизменно радушный прием очень убедительно показали, что там есть много людей, которые заинтересованы в том, чтобы наша совместная история не забывалась.
— Но на Алеутах интересные события происходили и в более поздние, «американские» годы... Вы не пытались во время экспедиции расширить круг ваших интересов?
— Помимо следов Русской Америки мы неоднократно видели на островах и другие следы — Второй мировой войны. В те годы в этих краях шли сражения между американцами и японцами. На острове Киска, в метрах 50 от берега, посреди покрытой травой низины лежит японская мини-субмарина. Неподалеку стоят так и не убранные артиллерийские орудия, в тундре полно искореженных кусков металла, воронок от бомб... На острове Атта еще видны следы устроенного там американцами аэродрома и военной базы (бродя вокруг, мы едва не споткнулись о валяющийся среди камней неразорвавшийся снаряд!). А на острове Атка в прибрежной тундре до сих пор лежит бомбардировщик Б-24. В декабре 1942-го «американец», возвращаясь с боевого задания, совершил вынужденную посадку. Экипаж при этом отделался легкими травмами, но самолет распался на две части. Теперь это место официально причислено к историческим местам Соединенных Штатов.
* * *
— В общей сложности начиная с 2009 года мы провели уже 9 экспедиций по территории Русской Америки, преодолев свыше 14 000 километров, — подвел итог Михаил Малахов. — В 2017 году запланированы 2 экспедиции. Одна из них вновь на Аляску, а второй наш маршрут — на юг, на Гавайские острова. Да, не удивляйтесь! Ведь понятие Русская Америка весьма широкое, среди территорий, которые осваивали Колумбы Российско-американской компании, не только суровая Аляска, но и «курортные» Гавайи. Несколько островов этого архипелага даже подали было в свое время официальное заявление о вхождении в состав Российской империи.