Лето 2017-го побило все рекорды не только по количеству дождей, но и по числу правительственных изменений в ПДД, внесенных в течение его первой половины. Не успели обсохнуть чернила на новых правилах перевозки детей в машине, как Дмитрий Медведев явил миру еще одну новеллу. На этот раз речь идет преимущественно об экологии. С сего момента, например, в ПДД получили прописку такие понятия, как электромобиль и гибридный автомобиль. Кроме того, перечень дорожных знаков, которые могут устанавливаться на территории страны, пополнился табличками «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей» и «Экологический класс транспортного средства».
Напомним, что эти поправки в ПДД были подготовлены Минтрансом аж в 2014 году. Примерно тогда же власти некоторых крупных регионов взялись править экологическую обстановку на своей территории, придумывая запреты и штрафы за въезд в те или иные зоны машинам с низким экологическим классом мотора. Вот и в правительстве России уверены: «Подобные меры помогут снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Изменения в ПДД позволят регулировать режим проезда транспорта с высоким уровнем выброса вредных веществ, в том числе предоставляя преимущество для экологически чистых автомобилей».
Другими словами, предполагается, что с помощью новых знаков местные власти будут закрывать въезд для «грязного» транспорта в жилые и рекреационные зоны или на иные подобные территории. Однако уже сейчас понятно, что с реализацией задумок по запрещению и штрафованию неэкологичного транспорта будут проблемы. Дело в том, что портят воздух преимущественно очень старые машины. Даже 10-летние авто в России соответствуют как минимум стандарту Евро-3 — в 2007 году на территорию страны запретили ввозить машины с более низким экологическим классом. Наиболее же опасны для окружающей среды в основном «старички» типа вазовской «классики» или «девятки», а также их ровесники.
Для справки: таких машин — возрастом старше 12 лет, выпущенных до 2005 года включительно — чуть ли не половина легкового автопарка страны. При этом в российских ПТС стали фиксировать экологический класс машины лишь с того же самого 2005 года. Поэтому ничто и никто не в состоянии помешать вам въехать на эдаком чадящем рыдване в любую «экологическую зону», обозначенную новыми знаками. Даже если вас остановит инспектор, он не сможет выписать штраф. Раз в ПТС вашего авто нет указания на его экологический класс, значит, и формальных оснований для возбуждения административного дела не существует. Все это означает, что новые «экологические» знаки в обозримом будущем будут устанавливаться по большей части для красоты, а не для введения реальных ограничений.