Отвечает доктор технических наук, руководитель лаборатории моделирования электрофизических процессов Энергетического института имени Кржижановского, профессор Эдуард БАЗЕЛЯН:
— Во-первых, вероятность попадания молнии в автомобиль составляет 1:1500, во-вторых, машина имеет металлический корпус, который является своеобразным экраном для сидящего внутри человека, и с этой точки зрения находиться в машине в грозу более безопасно, чем без нее. Если у вас при этом сохраняется хорошая видимость, то останавливаться не имеет никакого смысла. Теперь про поезд. Он еще более безопасен в грозу, чем автомобиль, поскольку защищен молниеотводами — проводами. К тому же и вагоны поезда, и машины изнутри оснащены диэлектрической обшивкой, защищающей пассажиров.
ТЕЛЕФОННЫЙ ПРОВОД СКРУЧИВАЮТ НЕ ПРОСТО ТАК
Хотелось бы задать, казалось бы, простой вопрос, но который засел у меня в голове после посещения родителей, живущих в маленьком регионе. У них до сих пор стоит дома стационарный телефон. Мне интересно, почему у него провод все время скручивается в спираль? Зачем это нужно?
Олег, 23 года
На вопрос читателя отвечает Сергей — менеджер по продажам телефонов:
— У старых телефонов специально на производстве закручивали провода для удобства пользователей. Провод, сделанный таким образом, может растягиваться на приличное расстояние — в 5–6 раз, в зависимости от диаметра кольца. Эту форму придают на заводе путем сворачивания исходного шнура вокруг специальной болванки и фиксации путем нагревания. Такой провод занимает меньше места и в теории должен меньше путаться. Хотя из-за того, что обычно говорящий снимает трубку всегда одной и той же рукой, а кладет какой придется, на проводе получаются места неправильного скручивания. Которые, впрочем, легко удаляются простыми поворотами трубки в направлении, попутном исходному скручиванию.
МОГУТ ЛИ ЛУЖИ СТАТЬ «ЖИЛЫМИ»?
В Москве пролилось столько дождей, что мне кажется, будто город превратился в одну большую лужу. Скоро будем жить как на болоте. Хотелось бы узнать — сколько времени нужно, чтобы в лужах завелась «новая жизнь»? Они же даже высыхать у нас не успевают.
Андрей НОВОСЕЛОВ
— Во-первых, новая жизнь — это всегда прекрасно, — отвечает заведующий лабораторией биологии развития растений кафедры высших растений биофака МГУ Владимир МУРАШЕВ. — Что касается луж, то имеет большое значение то, на какой поверхности она появилась. Если мы говорим об асфальте, то маловероятно, чтобы там что-то живое завелось. Ведь асфальт выделяет нефтепродукты, которые оказывают губительное влияние. Интересно то, что жизнь кипит именно под асфальтом, причем иногда даже прорывается наружу. Вы сами наверняка видели растения, пробившиеся сквозь трещины. Если же лужа находится на почве, то образование в ней живых существ очень даже вероятно. Достаточно всего месяца, чтобы в ней обосновались мелкие рачки. Их заносят птицы, которые приземляются в воду, чтобы попить. На лапах они приносят грязь и рачков, они остаются в лужах и успешно размножаются. В старых лужах, которым два-три месяца, запросто могут завестись лягушки. Может быть, вы обращали внимание, что иногда по краям воды весной образовывается зеленый налет? Это пыльца растений, она начинает трансформироваться, влияет на кислотность воды и формирует комфортную среду обитания для лягушек. Более того, на Севере России в лужах могут завестись крошечные рыбки! На зиму они вмерзают в лед, и когда собаки его грызут, рыбы попадают к ним в желудок, там оттаивают и начинают копошиться, вызывая рвотный рефлекс.