Я люблю «Культуру». Любил… Потому как то, что сейчас там идет, смотреть, по-моему, невозможно. Да и не нужно. Вы скажете: лето, все в отпуске. Ну-ну… Людей убрали, их не вернешь. И нам еще говорят о какой-то новой концепции: за меньшие деньги лучшее качество. Качество чего? Картинки или смысла?
В том, что сейчас там идет, смысла я не вижу. Повторы, повторы и опять повторы. Будто все возвращается на круги своя. Ведь когда двадцать лет назад канал начинался, контент тоже набирали из архивов. Но тогда все радовались самому факту появления «Культуры» в российском медиапространстве, благодарили государство от всей души по такому поводу. Это было детство золотое, становление.
Прошло двадцать лет… Как символ новой «Культуры» — дебют отца-основателя канала Михаила Швыдкого с программой «Агора». Идея классная: жить на нерве культурных событий, говорить о смыслах сегодняшнего дня, просвещать. Но на самом деле…
Швыдкой — замечательный человек, умница, интеллигент до мозга костей, со всеми «тараканами» данной прослойки. Всегда готовый помочь, я это знаю по себе. Но хороший человек не профессия. Нет, он был на месте, ведя «Культурную революцию», факт. Но программа, кажется, изжила себя. А что же с «Агорой»? Швыдкой-чиновник здесь побеждает Швыдкого-искусствоведа. Как финал-апофеоз — его высказывание в одном из выпусков, обращенное к нынешнему зам. министра культуры Аристархову, по счастливой случайности названному Владимиром Владимировичем: «Мы все здесь путинское большинство. Ну можно нам хоть иногда, хоть чуть-чуть думать по-другому…» — «Можно, можно», — мысленно дал добро Владимир Владимирович, и программа покатилась дальше.
Неправильно все это! Перефразируя известное: о культуре либо от души, либо никак. Ведь русская культура не мертвечина какая-то, не мебель в гардеробе. Это абсолютно живой организм, сложный, провокационный. Чем живет культура, почему? Что за этап мы сегодня переживаем? Есть, остались ли корни, связи с недавним прошлым? А с Серебряным веком? А с Золотым? Культурой сегодняшнего дня с его бизнесом, криминалом, уголовными делами, необразованными депутатами, влезающими во все, что плохо лежит… И вообще, какие новые смыслы фиксирует сегодня культура? Эх, Даниил Борисович Дондурей, светлой памяти, были бы вы живы, спросили бы об этом обязательно.
Но никто не ответит, не нужно это никому. Или только «Культуре» не нужно? Неужели государство в режиме жестокой экономии опять пристально посмотрело в ее сторону? Ну да, утруска-усушка — и не будет «Культуры»! Хотели как лучше, а получилось как всегда. Факир был пьян, и фокус не удался.
Действительно, зачем государству культура? Сплошная головная боль с привлечением Следственного комитета. Нужно ли окультуривать нацию, тем более по телевизору за счет государства? Окультуришь, а у человека вдруг самооценка повысится, спина выпрямится, вопросы ненужные начнет задавать. Да ну ее.
Пока же «Культура» — как чемодан без ручки: нести неудобно, бросить вроде бы жалко. Но в таком виде это станет лишь пародией на культуру. Ну а там уже недолго до козла по имени Геббельс: «Когда я слышу слово «культура»…» Не дай бог.
Это Юрский
И еще о культуре. В прямом смысле. Когда не надо лишних слов. Просто пришел человек в студию и стал говорить. Ведущие спрашивали, он отвечал. Только и всего. Вот это и была культура.
Человек 82 лет от роду. Немолодой уже человек, да. Впечатление, будто мы его знаем всю жизнь. Только он всегда разный.
Это был Сергей Юрский собственной персоной в программе «На ночь глядя» у Бориса Бермана и Ильдара Жандарева. Вам понятно?
Он каждый раз будто рождается заново. Для нас, зрителей. И уже не знаешь, где предел той глубины восприятия жизни, где заканчивается его космос. Потому что его космос бесконечен.
Слушать Юрского — одно удовольствие, сказал бы я, если бы был очень наивен. Ибо помимо удовольствия здесь нужна серьезнейшая подготовка, основа. Хотя, по-моему, даже если кто-то совершенно случайно на голубом глазу включил эту программу — ну как здесь не поразиться этому чуду под названием Юрский.
Юрский для всех и для каждого. И дядя Митя, и Остап Сулейман Мария Бендер, и мэтр Роше, и Чацкий… Простак и интеллектуал, комедиант и трагик.
Но, знаете, не каждый еще может так о себе рассказать. Не о себе даже, потому как Юрский никогда не упивается собой, не ставит телегу впереди лошади. Для него важнее мысль, фантазия, а не он сам. Но как он говорит…
Вот мой любимый Николай Гриценко так не мог. И Евстигнеев не мог. А Юрский… Ну да, он ведь еще и писатель, мастер слова…
«Мастер слова» — какое убогое определение для Юрского. Сколько угодно можно говорить о культуре и о канале с соответствующим названием… Но вот пришел человек, сел в кресло и просто говорит… И не надо уже лишних слов. Потому что это Юрский.