Тема создания единого учебника по географии поднимается в нашей стране уже давно. Но сейчас она встала особенно остро. Глава государства считает, что нужно опираться на опыт СССР, когда в каждой школе использовались одни и те же учебники.
Преимуществ в таком подходе несколько. Во-первых, у юного поколения формируется единое восприятие дисциплины с учетом постоянно происходящих в мире изменений. Скажем, в прошлом веке считалось, что на Земле 4 океана — Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, а в 2000 году государства-члены Международной гидрографической организации приняли решение выделить еще один — Южный океан. Во-вторых, переходя из одного учебного заведения в другое, ребенок не столкнется с проблемой, когда его одноклассники уже прошли какую-то тему, а он — нет. В-третьих, как особо отметил Владимир Путин, единый учебник дает педагогу возможность проявлять творчество в ходе образовательного процесса.
— Различий в учебниках настолько много, что одни и те же факты излагаются совершенно по-разному, некоторые искажаются, некоторые просто не озвучиваются, — сетуют педагоги. — В основном это касается учебников по географии. Они зачастую просто-напросто не отображают тех глобальных изменений, которые произошли с Россией за последние годы в политической, хозяйственной и социальной жизни. Например, в некоторых учебниках ничего не говорится о таких субъектах России, как Крым и город федерального значения Севастополь, изменениях во всех отраслях экономики, особенно в агропромышленном, военно-промышленном комплексах, энергетике, транспортной системе, строительстве…
Директора московских школ поддерживают идею создания единого учебника по географии.
— Если создать такой учебник, исчезнет проблема адаптации к новой образовательной программе у детей, которые, например, переезжают с семьей в другой город, — говорит директор столичной школы №827 Наталья Огородникова. — Это будет удобно родителям и учителям, а главное — детям.
По словам директора, сейчас появилось множество некачественных учебников, которые зачастую создаются ради получения прибыли. Они не должны лишать ребенка права на хорошее образование.
Не каждый родитель (и даже учитель, а тем более ученик) знает, что в России добрый десяток учебников по географии, а по истории и подавно — несколько десятков. Они отличаются содержанием и структурой, последовательностью изложения тем уроков и многим другим. И формировать единую образовательную среду становится достаточно трудно.
— Нужно сохранить единое базовое пространство. Всех нужно учить единообразно, — считает директор московской школы №953 Оксана Волощенко.
По мнению директора школы №1557 Аллы Инглези, география — один из самых энциклопедических предметов. Ведь на уроках географии формируются представления о мире, его социально-экономическом развитии, образовании и использовании природных ресурсов.
Алла Инглези рассказала, что учебник — это не только источник знания, но еще и инструмент для самостоятельной работы. Обязательным приложением к учебнику должна стать его электронная версия, содержание которой регулярно корректируется: «Одним из вариантов электронной версии могут и должны стать сценарии уроков, разработанные учителями в рамках проекта «Московская электронная школа».
Создание учебника — это очень тяжелый и ответственный труд, нужен не только серьезный методический подход, но и немалая доля творчества. «Я считаю, что участие в создании учебников должна принимать группа специалистов разных профилей: ученые, занимающиеся изучением отдельных тем, сфер и направлений деятельности; психологи, учитывающие возрастные особенности детей; методисты, правильно выстраивающие учебный материал для лучшего понимания и усвоения его ребенком; филологи, адаптирующие лексику под ребенка; художники, занимающиеся подбором иллюстраций для зрительного восприятия информации», — полагает директор школы №498 Тамара Гордзейко.
Экспертное сообщество уверено: разработка базового учебника по географии — чрезвычайно важный шаг для российской системы образования. Обучение школьников по единому стандарту позволит усовершенствовать образовательный процесс как в рамках одной школы, так и в стране в целом.