Жалоб на конвой в последнее время практически не было. Конвоиры стали вежливее, приносили заключенным кипяток и выводили в туалет, перестали давать пинки и подзатыльники (эти поразительные перемены произошли после встречи членов Общественной наблюдательной комиссии Москвы с руководством конвойного полка). Но вот — новая беда.
Не только каждое СИЗО, едва ли не каждая камера сегодня жалуется на перевозку в автозаке. В общей сложности таких обращений у правозащитников уже сотни!
- Мы написали всей камерой обращение в конвойный полк, - рассказывает членам ОНК арестант Максим. - Привели конкретный пример: в один из дней выехали из Мосгорсуда в 19.30, а прибыли в СИЗО в 1.15. Те мучения, которые мы перенесли за это время, не описать словами. Последние четыре часа мы ехали без вентиляции — конвоиры сказали, что сел аккумулятор, и из-за этого она не работает. Мы потребовали компенсацию в размере 50 тысяч рублей за «пытку перевозкой». Пришел ответ. Вот посмотрите.
В документе руководство конвойного полка объясняет ситуацию так: мол, на условия и время доставки заключенных влияет дорожно-транспортная обстановка Москвы и территориальная удаленность судебно-следственных органов от СИЗО. Ну и дописали, что вопрос о компенсации решает суд.
Отписка, одним словом. Но так ли серьезна проблема?
Очень показателен в этом смысле «Кремлевский централ» - маленький изолятор федерального подчинения, в котором находятся вип-заключенные (проходят по самым громким делам). Обычно их доставляют быстрее чем арестантов других СИЗО. И если уж у них есть жалобы, - значит, у остальных дела точно очень и очень плохи.
-Я составил таблицу до доставке в суд и из суда, - говорит заключенный СИЗО 99/1, полковник ФСБ Владимир Заречнев. - Вот смотрите. В мае меня вывозили 10 раз. Лишь пару дней были относительно благополучными: транспортировка ограничилась 7 часами. А так в среднем перевозка туда и обратно занимала по 10-11 часов. Обычно в суд доставляли по 5-6 часов. Все это время ты сидишь в накуренном автозаке (а курят большинство), плотно зажат со всех сторон. К тому моменту приезда в суд ты уже ничего не соображаешь, устал до изнеможения. Как можно в таком состоянии защищаться?
- Автозак не останавливают даже если кому-то становится плохо, - говорит отец полковника Захарченко. - У людей может прихватить сердце от спертости воздуха. Однажды я сам думал, что не доеду... Давление... После каждой такой транспортировки я несколько дней прихожу в себя.
- Это походе на путешествие в ад, - подхватывает экс-мэр Владивостока Игорь Пушкарев. - Когда меня везли 25 мая, то в автозак набили порядка 40 человек, хотя должно быть 24 (по 12 в каждом из двух отделении). Сидели так плотно, что невозможно было пошевелиться. Причем, были среди нас и больные туберкулезом, и ВИЧ-инфицированные (они считали необходимы предупредить об этом).
-Это и без того весьма мучительное мероприятие делают еще непереносимее конвоиры, - рассказывает экс-глава Российского авторского общества Сергей Федоров. - В последний раз нас в автозаке было так много и всем было так тесно, что все были на взводе. Стали препираться с конвоирами. А те в отместку взяли и выключили вентиляцию. Через несколько минут с потолка автозака стала капать вода. Это конденсат, возникший от испарений (дыхания заключенных). Не все были уверены, что выдержат эту пытку до конца.
Что вообще представляет из себя автозак? Внутри он разделен на две части или два отделения. Плюс там есть еще два «стакана»: изолированные одиночные места, куда обычно сажают тех, кому может угрожать опасность в общем «салоне». С учетом этого по идее больше чем 26 человек одновременно перевозить не должны. Но перевозят. Почему?
-Я попытался провести свое маленькое расследование, - говорит чекист Заречнев. - Конвоиры признались, что необходимо 60 автозаков, чтобы обеспечить перевозку всех заключенных по Москве. У них же в рабочем состоянии 18-20. На территории судов набитые людьми автозаки стоят по 3-4 часа: ждут, пока закончится очередной процесс. В итоге те, кто «отсудился» еще в обед, едут в одной машине с теми, чьи дела слушали вечером. Видимо, это делается конвойным полком с тем, чтобы не гонять автозак дважды. Плюс есть большие проблемы с логистикой. Везут не прямо в нужное СИЗО, а через несколько других изоляторов, причем иногда там даже никого не высаживают. Такое ощущение, что просто катают. В итоге никто раньше полуночи практически в свою камеру не возвращается. А людям запрещают брать с собой еду, воду. И разумеется, в автозаке нет туалета.
Хуже всего приходится заключенным больших СИЗО - уже после того, как их привезут «домой», они ждут в закрытом автозаке по нескольку часов пока придут сотрудники и отведут их в камеру. Почему так происходит? Потому что не хватает работников. Но проблема нехватки кадров и автозаков — это ведь не проблема заключенных. Пока они просто умоляют о помощи, но в дальнейшем грозятся подавать иски в Европейский суд по правам человека. И говорят, что будут массово отказываться от поездок в суд пусть даже под страхом наказания карцером.