Школа №1133 открылась в 1985 году. Родители считали, что им повезло, т.к. могли выбрать, куда отдавать детей: на традиционное обучение или по так называемой развивающей системе по методикам великих педагогов Эльконина и Давыдова, которую осуществлял открытый в недрах 1133-й экспериментальный учебный комплекс «Школа развития». Организовал и курировал эту «школу в школе» замдиректора Алексей Воронцов.
Оставаясь на этом посту, он вскоре стал гендиректором частного учреждения дополнительного профобразования под названием Открытый институт «Развивающее образование». Этот-то ОИРО и развернул в общеобразовательной школе №1133 широчайшую торговлю платными образовательными услугами, включая доступ к электронным платформам, где учителя размещали дополнительные задания и учебные материалы по ряду тем и проводили самостоятельные и проверочные работы, а также вели тьюторское сопровождение учащихся. При этом функции тьюторов по дистанционному сопровождению образовательного процесса в электронной среде выполняли 19 учителей, или 43% педработников «Школы развития», работающих по совместительству в ОИРО.
Ежемесячный взнос с каждой семьи составлял 4 тыс. руб. В итоге всего за три года работы, как позже установила проверка, родителями было переведено на счет фирмы без малого 39 млн руб., на фоне чего попытка собрать с родителей первоклашек в прошлом учебном году по 10–15 тыс. руб. «на ремонт классов» и передать эти средства не 1133-й школе, а ОИРО, взявшему на себя работу по подготовке данных помещений к новому учебному году, выглядит сущим пустяком.
«Фактически школа использовалась для ведения предпринимательской деятельности, выгодоприобретателем же становилась частная организация», — констатировали в Департаменте образования Москвы.
Любопытно, что платные услуги широко оказывались не только учащимся общеобразовательной школы, но и их учителям — к примеру те могли повышать свою квалификацию лишь на базе ОИРО, что в полной мере оплачивалось казенными средствами из бюджета школы. Еще любопытнее, что с формальной точки зрения все это происходило на вполне законных основаниях, т.к. «каких-либо ограничений на работу по совместительству для заместителей руководителя образовательной организации не установлено», констатировали в Департаменте образования. Но, спрашивается, правильно ли это?
Однако подавляющее большинство родителей — 141 из 151 опрошенных — заявили, что годами платили «совершенно добровольно».
Взбунтовались лишь несколько семей, и по итогам одной из жалоб на «вымогательство денег школой» прошла серия проверок. Последняя, как уточнили «МК» в столичном Департаменте образования, выявила незаконные выплаты с лицевого счета школы в объеме без малого 14 млн руб. Но чуть ранее Алексей Воронцов и и.о. директора школы №1133 Елена Кустовинова, чьим замом он состоял, уволились по собственному желанию.
Правда, за недолгое время правления следующего директора, Владимира Ковшова, проверяющие нашли еще 3 млн руб. неправомерных выплат. Но стоит ли удивляться, ведь и после своего увольнения из школы №1133 гендиректор ОИРО по-прежнему продолжал собирать там средства!
Так как же избежать в школе, мягко говоря, избыточных доплат?
— Сейчас у школ Москвы хорошее финансирование, денег более чем достаточно. Поэтому необходимости для сбора денег на дополнительное оборудование, игрушки, хозяйственные нужды, ремонт и т.д. у школ нет. На все это хватает бюджетных средств, а кроме того, не стоит забывать о том, что у школ есть возможность зарабатывать и внебюджетные средства. Если родителей все-таки просят сдать деньги на нужды школы или у них появляются какие-то вопросы, то им стоит обратиться в Экспертно-консультативный совет родительской общественности или оставить обращение на сайте Департамента образования Москвы, — советует председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова.
— Поборы возникают по двум основным причинам, — дополнил председатель Молодежной ассоциации директоров школ Илья Бронштейн. — Первая — стремление к наживе отдельных представителей нашего школьного цеха. Интересно, что это крайне редко бывают директора, как правило, это кураторы зданий, заведующие хозяйством или отдельные педагоги. В этом случае реакция должна быть немедленной и очень жесткой. Второе — некорректная работа внутришкольной системы ресурсного обеспечения. При нормальной работе ресурсной службы школы каждый педагог знает, каким образом формируется заказ необходимых для проведения уроков материалов, знает, где получить расходные материалы и к кому обратиться за помощью. Если эта работа в школе не отлажена — он идет с просьбами к родителям, а в школе формируется неиспользованный остаток бюджетных средств. Разумеется, за работу всех систем в школе отвечает лично директор — и именно ему должны быть в первую очередь адресованы вопросы при возникновении подобных ситуаций. Убежден, что в Москве не осталось директоров, не способных выстроить понятную и прозрачную систему обеспечения образовательного процесса.