Нормативно-подушевое финансирование детских кружков и секций по принципу «деньги идут за ребенком» фактически уже внедрено. Теперь делается следующий шаг, имя которому - персонифицированное финансирование системы допобразования детей, констатировала директор Центра Государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами Высшей школы экономики Татьяна Абанкина.
С чем же едят новшество, к слову сказать, уже запущенное в пилотном режиме в девяти регионах страны?
Прежде всего, финансировать из госбюджета, а, говоря проще, обеспечивать бесплатными местами, будут не все кружки и секции, а, главным образом, те, которые либо пользуются массовым спросом населения, либо являются приоритетными для государства, как, скажем, научно-техническое творчество и робототехника. В итоге юных филателистов или фанатов других немодных ныне внешкольных увлечений ждет одно: «Любой каприз — за ваш счет».
Другое важное новшество — неведомый ранее системе допобразования учет посещаемости занятий. Бюджетные средства получает не семья, а организация-поставщик услуг дополнительного образования: к примеру, школа или центр детского творчества, которые выбрал ребенок. Однако если ребенок записался, но прогуливает занятия, он теряет право на бесплатный кружок или секцию.
Работает этот принцип в пилотных регионах так, рассказала Абанкина:
- Раньше запишется ребенок в кружок или секцию, придет пару раз и всё. А теперь в течение первых двух недель учащиеся могут определиться, подходит ли им выбранная программа и будут ли они ходить дальше. В этот период еще можно все поменять. Но позже переход на другую программу уже невозможен — только в будущем году. А программы, на которые не находится желающих, закрываются. Это уже принесло свои плоды: повысилась заинтересованность ребят и родителей, выросла ответственность за участие в выбранных программах, растет посещаемость.
Примечательно, что объем бесплатных занятий, на которые имеет право ребенок, каждый регион определяет сам. В ряде пилотных территорий, как, скажем, в Ханты-Мансийском АО, решили закрепить в бюджете сумму, в пределах которой семья вправе выбрать программу дополнительного и (или) предпрофессионального образования - не более 18 тыс. руб. в год. (В принципе можно, конечно, и больше. Но за излишки опять надо платить самим.) Где-то «дают» не деньгами, а натурой: каждому положено 1-2 бесплатных кружка или более дорогих занятий по предпрофильному обучению в художественной или спортивной школе. А где-то выдают сертификаты, средства которых идут на допобразование целевым образом.
Едино для всех одно: количество бесплатных занятий строго ограничено. А так как объем финансирования бесплатного дополнительного образования детей также определяет регион, то предсказать дальнейшее развитие событий несложно. Это - жесткий режим экономии: зря что ли подавляющее большинство наших территорий являются дотационными.
Первый опыт «пилотов» уже подтвердил: в целях экономии времени и средств, а также сделав главную ставку на запросы государства, ряд регионов позакрывал все кружки, кроме научно- и робототехнических. И, в отличие, от учащихся и их родителей, по-прежнему рвущихся на художественные и спортивные программы (последние особенно популярны для мальчиков), прекрасно себя чувствуют.
Существует и другой подводный камень. Кружки и секции сейчас принято концентрировать не в домах детского творчества, а в обычных школах. Однако провести четкое разграничение дополнительного образования детей и внеурочной работы школы невозможно, констатировала Абанкина — не позволяет нормативка. Между тем, разница велика: внеурочная-то деятельность входит в образовательную программу со стандартом и должна полностью оплачиваться за счет бюджета, а допобразование лишь частично бесплатное. Ох, похоже, не избежать нам перекройки стандартов и программ, когда персонифицированное финансирование допобразования перейдет из пилотного в штатный режим!
Впрочем, в ближайшее время, как выяснил «МК», этого можно не опасаться:
- Сначала надо проанализировать итоги и понять, достигаются ли поставленные цели, особенно, в условиях разнообразия форм персонифицированного финансирования. Кроме того, нужно четко определить баланс между интересами государства и пожеланиями семей: не хочется, чтобы переход на новую систему сработал на сужение спектра их возможностей!- считает Абанкина.
Не хотелось бы, добавим, и столкнуться с такой крайней формой персонификации бюджетного финансирования детского дополнительного образования, как сохранение его лишь для особо незащищенных категорий. Впрочем, пока, заверила эксперт «МК», средний объем бесплатных услуг допобразования на каждую детскую душу нашего населения остался прежним: примерно по 1,5 кружка в год или по 2-3 часа в неделю.