Если с другом вышел в путь, веселей дорога?
СПРАВКА "МК"
Френдзона (от англ. «friend zone» — зона дружбы) — обозначает статус отношений в разнополой паре, а именно — эти отношения лишены сексуальной окраски. По утверждению тех, кому сейчас от 18 до 25, «человека из френдзоны можно использовать для любых целей, а взамен всего лишь нужно общаться с ним». Психологи же утверждают, что френдзона маскирует отсутствие у нынешней молодежи здоровой сексуальности, включающей в себя не только физиологическое влечение, но и способность к романтическим переживаниям.
— Мы с Глебом познакомились в универе, он на два курса старше, — рассказывает 18-летняя второкурсница Даша. — В кино вместе ходили, на квесты всякие, в кафе, в клуб скалолазания. А недавно Глеб пригласил меня на вечеринку к своим сокурсникам и там стал вести себя со мной, будто я его девушка — руку на плечо положил, друзьям о нас говорил «мы»… Ну тогда я встала, сказала, что у меня срочные дела, и ушла. Глебу я потом написала: «Ты сначала определись, в каких мы отношениях, а уж потом демонстрируй это друзьям». Ответа не было. Ну я и не жалею, зачем мне парень, который поступает непорядочно?
Что это — ренессанс ухаживаний эпохи бабушек нынешних студентов, когда сначала парень с девушкой дружил — приглашал в кино, на концерты и танцы, через год они целовались, а все остальное случалось после свадьбы?! Опрос нынешней молодежи показывает, что это совсем не так. Бабушки и дедушки в пору романтической юности хоть и не позволяли себе лишнего в силу моральных норм, но прекрасно понимали, что дружба — лишь предлог для регулярных свиданий, и испытывали все треволнения чудесного периода ухаживаний. А сегодняшние разнополые друзья, похоже, ничего такого не испытывают
— Если Глеб хочет видеть меня своей девушкой, он должен был мне об этом сказать! — отвечает Даша на мой вопрос, что такого непорядочного сделал Глеб. — Если мы просто дружим, то мы как бы на равных. А если мы пара, то на парня ложатся обязанности мужчины — он приглашает, провожает, платит в кафе и все такое. Ничего этого не делать, а перед друзьями изображать, что это твоя девушка, — низко! И если это один раз допустить, то потом он и приставать начнет «по дружбе» — то есть на халяву. У меня несколько девочек знакомых так попали: они с парнями дружили, потом как-то разок случайно переспали, и теперь ни туда ни сюда — и не отношения, и не дружеское общение. У нас это называют френдзоной с интимом.
— А кто должен объявить о переходе отношений из френдзоны к свиданиям? И как? Типа «подружили, а теперь давай встречаться?».
— Парень должен объявить, конечно! О своей готовности взять на себя ответственность за девушку. Потому что за друга женского пола он ответственности не несет. Но он с ним и не спит.
— Ты дружила с Глебом полгода — он что, тебе не нравился, ты не хотела выйти из френдзоны?
— Ну почему, нравился, конечно! Иначе бы я на него столько времени не тратила. Но я ждала, что он объявит, а не поступит подло. Ну, ошиблась, значит…
Интересно, а что думают парни?
— Конечно, объявлять о том, что вы не просто общаетесь, а что ты хочешь видеть вас парой, необходимо, — соглашается третьекурсник МГУ Денис. — Но это серьезный шаг, в том числе материальный. Девушки нынче разборчивы, и как только вы сменили статус с «дружу» на «встречаюсь», подарки ко всем праздникам и на день рождения — с тебя. Кафе, кино, театры, совместные поездки — тоже. Тем более девчонки все сидят в соцсетях и соревнуются друг с другом фотками, кто куда со своим парнем съездил, что он ей подарил… Поэтому декларированные отношения сегодня потянуть сложно. Да и предлагать их кому попало тоже неохота. Ну а общаться-то все равно нужно. Я, к примеру, дружу и с парнями, и с девчонками, которые мне симпатичны, а в совместных развлечениях каждый платит за себя.
— Но в таком возрасте у всех случается физиологическое влечение… С этим-то что делать?
— От разболтанности оно случается! — дает мне суровую отповедь третьекурсник. — Сначала надо доучиться, работу хорошую найти. А мне сейчас об учебе надо думать, а не о влечении.
В этот момент чувствую, что это я неразумная третьекурсница, задающая дурацкие вопросы умудренному жизнью дядьке...
Внимание, вы въезжаете в нейтральную френдзону!
Психологи полагают, что френдзона скрывает отсутствие сексуальности именно в эмоциональной сфере у тех, кому сейчас от 18 до 25, в то время как секс как физиологическое отправление в их жизни может и присутствовать:
— У них нет секса — то есть предшествующих и сопутствующих интиму мыслей, фантазий и мечтаний — именно в голове, а не в теле, — констатирует кандидат психологических наук Алина Колесова. — При том, что без этого «гарнира» интим становится просто физиологическим актом, как поход в туалет. А ведь именно наличие тонких переживаний и отличает человека от животного — вот почему специалистам видится проблема в подобном отношении молодежи. Нынешняя в принципе не видит в этом чувстве какой-либо пикантности, кроме вытекающих из «любовной сделки» моральных и материальных нагрузок. И ведь это еще не брак! Даже обычные романы, которыми и прекрасна юность, они не в силах начать. Материальные причины важны, но, думаю, дело не только в них. Нынешнее поколение практически не читает, наблюдает засилье разнообразной информации «ниже пояса» — телевизор, Интернет, кино. Им негде наблюдать такие эмоции, как влюбленность, нежность.
— Мы с Ильей дружили три месяца, — рассказывает 21-летняя Катя. — Мне он очень нравился, мне казалось, что я ему тоже. В нашей компании принято озвучивать предложение встречаться, чтобы перейти ко всяким там поцелуйчикам и прочему. Илья ничего такого не говорил, но я думала — может, стесняется? Да и мама посмеялась, когда я ей рассказала, и посоветовала мне быть более женственной, кокетливой и не ждать какого-то заявления — мол, любовь формальностей не терпит. Ну, я так и сделала — стала вести себя с Ильей как девушка, а не как друг. Он это уловил, мы стали целоваться и пр. Несколько раз вместе ездили на дачу с ночевкой, встречались то у него, то у меня, когда родителей не было дома, но перед общими друзьями оставались как бы не парой, а друзьями — ведь Илья так и не обозначил перехода наших отношений в другой статус. А недавно он поделился со мной, какую крутую девушку встретил в кафе, как запал на нее, да еще и стал советоваться со мной, как ее заинтересовать! Я разозлилась, а он удивился — разве друзья не обсуждают между собой такие вещи?! Но я-то считала, что из-за того, что между нами произошло, я уже его девушка! А он так не считал, поэтому оказался прав. А я в дураках.
«В американской программе «12 шагов» при лечении наркоманов используется метод «воспитания чувств», — напоминает психолог Анна Столбцова. — Считается, что за период употребления наркозависимые забывают, что такое естественные чувства — как положительные, так и отрицательные — гнев, печаль, радость и т.д. Стимулируя длительное время свой мозг химическими веществами, они просто забывают, как испытывать определенные чувства — в каких ситуациях возникают данные эмоции, что происходит с тобой, когда их испытываешь… Наркоманы со стажем становятся эмоциональными инвалидами, и их заново обучают испытывать чувства, ориентируя по специальной таблице с названием эмоций и их подробным описанием... А современной молодежи и забывать-то нечего, ее не ознакомили с высокими материями. Недавно мы проводили тест: опросили группу подростков, какие ассоциации у них вызывают слова «предвкушение», «томление», «намек», «дрожь», «случайный взгляд», «нечаянное прикосновение» и т.п.? Оказалось, какие угодно ассоциации, кроме чувственных! Предвкушение ужина, томление на скучном фильме, дрожь на экзамене, нечаянное прикосновение к утюгу и все в этом духе.
Так вот ты какой, секс по дружбе!
Поскольку романтика сегодняшним молодым не понятна и не близка, а тело объективно чего-то просит, то осуществлять интимные потребности друг другу сегодня нередко помогают парочки, не состоящие ни в каких романтических отношениях. Это называется сексом по дружбе.
— Как только она видит, что ты ухаживаешь, начинается — то сделай, это подай, подружкам и родне тебя показывают! — делится 20-летний студент технического вуза Вадим. — А если забацать дружбу, то потом потихоньку можно и все остальное попробовать. Ну, если ты человек обаятельный, конечно! Если понравится, то объявить ее своей девушкой никогда не поздно. А если надоест, то никаких обязательств ты на себя и не брал. Это только девушкам выгодно, чтобы парень расставлял все точки над «i».
— Я с девчонкой со школы дружу, мы, правда, друзья, не более, — признается 19-летний Стас. — Я ей рассказываю про все свои дела и про девчонок, которые мне нравятся, тоже. А Светка мне про своих парней. Но когда так совпадает, что она свободна и я тоже, мы можем по-дружески переспать. А что тут такого? Друзья должны помогать друг другу.
Преподаватель одного из столичных вузов тоже видит проблемы в вопросах нежных чувств:
— Сегодняшняя молодежь, с одной стороны, слишком серьезна (мозг, структурированный под ЕГЭ и компьютерное обучение), а с другой — духовно они совершенно не развиты. Они не читают нормальных книг и вообще ничего в больших объемах. На все темы они получают «саммари» (сжатое резюме) с электронных носителей и сдают в виде электронных же презентаций. А интима они по этой же причине еще и боятся — из-за перенасыщенности технической информацией (о венерических болезнях, секс-преступлениях, о порноразоблачениях в соцсетях и т.д.). Интим для них не имеет романтического подтекста, зато воспринимается как явный материальный и социальный риск — а вдруг партнер(ша) попросит денег или потихоньку снимет вашу встречу на телефон и станет этим шантажировать или мстить?
Френдзона — общение, которое не любовь
Раньше геи селились с лесбиянками под одной крышей по обоюдной договоренности, чтобы избежать лишних вопросов от посторонних — почему не женишься/не выходишь замуж? Сегодня ни для кого не секрет, что жилище часто делят парочки традиционной ориентации, при этом не имея ничего общего, кроме хозяйства.
— Да, я решила жить с Владом вместе, — поясняет свое решение 22-летняя Лиза, — не потому что мы пара, просто так нам обоим удобно. Мы оба приезжие, а аренда пополам — уже легче. В прошлом году я снимала квартиру пополам с девочкой, но с парнем жить удобнее. Во-первых, он всегда может мужскую работу по дому сделать — ну унитаз, если потек, или что-то в этом духе. Потом он меньше занимает ванную, не завидует и не отбивает парней, которых ты приводишь, не таскает у тебя косметику и колготки, не душится твоими духами, и если у тебя нет денег на момент оплаты квартиры, может великодушно дать в долг, а не истерить, как соседка. Ну а я за это всегда ему поесть предложу из того, что приготовила, и посуду помою. А в остальном у каждого из нас своя жизнь.
— Ну а если твоему соседу надо девушку привести? Или тебе парня?
— У нас двухкомнатная квартира, так что проблем нет. Только между нами уговор — предупреждать заранее. И кто приводит, тот потом убирает места общего пользования — кухню, ванную и туалет. Ну и не шумит, если второй дома.
— Неужели у ваших гостей нет ревности и подозрений, что вы вместе живете?!
— А с какой стати им ревновать? Это же не серьезные отношения. Были бы у кого-то из нас серьезные, мы бы сразу разъехались. А так в одинокие вечера мы вдвоем сидим — пиво пьем, телик смотрим, ржем… Все лучше, чем одному.
— Может, и спать вместе можете, если уж очень одиноко?
— Я не буду говорить лично за нас, это наше дело. Но вообще могу сказать, что ничего аморального в этом нет. Аморально — это когда в любви клянутся только для того, чтобы в постель затащить.
— Сейчас для молодых людей намного важнее получить образование, выстроить карьеру, а семья выступает скорее как помеха на этом пути, — резюмирует психолог Ольга Юрковская. — Соответственно, и интерес к сексу рассматривается как досадная слабость на пути к успеху. К тому же отношения полов — как физические, так и эмоциональные — это определенные навыки, получаемые опытным путем. Раньше навыки социального общения, включая флирт, приобретались в процессе живого общения, альтернативы которому не было. А сейчас все проходит в Интернете. Подросткам проще выиграть в игре или выложить пост и собрать на него лайки и комментарии, чем общаться с реальными людьми. В итоге из этих подростков вырастают молодые люди, понятия не имеющие, как общаться друг с другом вживую. Аналогично и с интимными отношениями: чтобы получать от них удовольствие, надо пройти через определенный период неловкости и так называемого обучения посредством опыта, в том числе и эмоционального. Но молодое поколение не видит смысла напрягаться, испытывать неловкость и страх быть отвергнутыми, когда в свободном доступе полно порнографии, которая не требует никакой обратной связи. В итоге у людей нет реальной потребности заводить не только семью, но даже романтические отношения.