Интернет-аналитики и правда жизни

Чтобы что-то понять, надо это прочувствовать

Я скептически отношусь к достоверности того, о чем пишут аналитики, находящиеся за рубежом. Конечно, благодаря Интернету они обладают весьма полной информацией. Однако фактуру надо еще чувствовать, изучать явления в реальном мире, а не только в виртуальном. Приведу пример. На каком-то дне рождения ко мне подошел добрый старый знакомый, знаменитый юморист, и предложил сделать программу с Сергеем Анатольевичем Михайловым, известным народу под именем Михась. Я поинтересовался у Михайлова, о чем он будет говорить. Началось длинное перечисление благотворительных мероприятий: построенные детские дома, церкви и т.д. «На все это, — сказал я, — максимум 7 минут из получасовой передачи». Зритель всегда подозревает, что наши богачи наворовали 100 миллионов долларов, пожертвовали миллион и еще хотят собой полюбоваться.

Чтобы что-то понять, надо это прочувствовать

Сергей Анатольевич на редкость хорошо слышит. Обычно в подобных ситуациях начинают ломиться в открытую дверь, доказывая, как важно популяризировать богоугодные дела. Михайлов сразу сказал: «Все понятно».

Мы беседовали с ним минут 20, мелькали фотовспышки, но я не испытывал никакого беспокойства от того, что разговариваю, по слухам, с самым авторитетным бизнесменом страны. Ни малейшей тревоги не испытывал и когда случайно встречался и говорил с американским послом Макфолом, хотя «наши» представляли его самым токсичным существом после дьявола.

А вот немножко другой случай.

В каком-то супермаркете встречаю Бориса Моисеева. Большего мастера смешного рассказа я в жизни не встречал. Когда хочет, он становится безумно смешным. Хохочу, но неожиданно начинаю сканировать зал, не снимает ли меня с ним кто-нибудь. Сразу представил заголовок в желтой газете: «Голубые веселятся». Думаю, как реагировать: попрошу жену рассказать всем, что я еще ого-го. Понимаю, что этим только кур рассмешу. Но главное зафиксировал — пусть слабое, но отчетливое чувство страха. Реакция весьма неожиданная. Во-первых, я последний человек, кому нужно заморачиваться по этому поводу. Во-вторых, я очень редко чего-то пугаюсь. Я действительно очень мало чего боюсь.

Однако только тогда я осознал, что такое быть открытым геем в России, если даже стоять рядом с человеком, который в свое время на это намекал, стремно. И, конечно, этот фактор будет полностью отсутствовать в любой аналитике по этому поводу на основе Интернета. Милонов и Ко здесь сильно переусердствовали. Раньше я относился к нему как к невероятно креативному человеку. Он придумал, как без особого труда и достижений быть крайне знаменитым. Прилетела Мадонна в Питер — и все СМИ от Австралии до Чили сообщили, что Милонов подал на нее в суд за пропаганду гомосексуализма. И так без остановки. Неожиданно я осознал: пацаны для самопиара накачивают взрывоопасную среду у очень активной части населения. Согласно медицине, с предрасположенностью к нетрадиционной ориентации рождается пять процентов населения. Напомню, латышских стрелков, решивших судьбу революции 1917 года, было гораздо меньше.

Ну, это так, небольшое отступление. Вернемся к основной теме: обо всех оттенках жизни невозможно рассуждать только на основе чужого опыта. Скажем, к русским за рубежом относятся явно предвзято. В любой сфере, будь то спорт или юриспруденция.

Здесь можно ситуацию улучшить, если с помощью самых разных форматов изменить наш образ. Но сейчас на личном и на общественном уровне никто не озабочен, как плодить друзей жителям нашей страны. Напротив, от Москвы до самых до окраин негласный девиз: «И кем бы ты ни был и где бы ни жил, помни: я фиг на тебя положил». Тут полное единодушие начальников и простолюдинов. Примечательна и в этом смысле трансформация телеканала Russia today. В начале пути их передачи были наполнены громадной любовью к России. Они потрясающе показывали маленькие русские города, ремесла, быт. Потом началась информационная война, и надо было дать «наш ответ Чемберлену». Главной краской стал антиамериканизм.

Поскольку никто не озабочен увеличением к нам симпатий, автоматически по мелочи отовсюду накапливается негатив. Вот я лечу из Риги в Москву крупной российской авиакомпанией. Оформлением заняты местные латышки, полные недоброжелательности и пренебрежения к пассажирам. Я попросил пригласить московского представителя компании. Конечно, он не появился. А иностранцы воочию увидели русских терпил. Всем ясно: девиц не контролируют, благополучие начальника компании не связано с мнением обслуживаемых. И вы думаете, кто-то будет уважать страну, где концов не найти? Честно говоря, это очень маленький негатив. Но когда к нему добавляется множество других и подключаются СМИ, эффект превзойдет все ожидания.

В советское время я несколько раз в неделю встречался с интуристами и отвечал на их вопросы об СССР. Нельзя сказать, что они были полностью удовлетворены, но процентов 30 позитива в голове оставалось. Типичная просьба: расскажите о государственном антисемитизме в вашей стране. Им кажется, что они всё знают. Эмигранты с Брайтона рассказали массу подробностей об их дискриминации. Широко известны детали кампаний по борьбе с космополитизмом, убийством Михоэлса и т.д.

Я обещаю говорить только правду, но на основе моего личного опыта. После поступления на переводческий факультет иняза я с грустью обнаружил, что человек десять ребят намного талантливее меня. Лучше память, чувство стиля, быстрее реакции, точнее схватывают содержание. Если бы я не был евреем, то еще мог бы каким-то образом рассчитывать на удачное распределение. Посредственности рассчитывать было не на что. Я стал работать в три раза больше однокурсников. Пик карьеры — официальный переводчик президента Рейгана во время его первого визита в Москву — говорит сам за себя. Мое неарийское происхождение никогда не было для меня запретительным, но очень часто давало дополнительную мотивацию.

Тут же кто-то из гостей спрашивает: «А как же великий поэт Осип Мандельштам, уничтоженный антисемитами?» Отвечаю: «Даже если он был бы трижды русским, после стихов «Мы живем, под собою не чуя страны» у него не было ни одного шанса остаться живым».

Хотя в паспорте давно отменили пятый пункт, я сохраняю приобретенную в молодости готовность к большой концентрации. Например, недавно меня пригласили лектором на самый крутой круизный лайнер «Кристал Сиренити». На борту быстро выяснилось: три других лектора на две головы сильнее меня. Например, Антони Зини, бывший командующий морской пехотой США и начальник центрального военного командования (весь Ближний Восток). Добавьте к этому диссертацию по философии в иезуитском колледже. Сразу начал без конца репетировать с женой, рассказывая ей на палубе возможные завлекалочки. В результате при анкетировании слушателей они поставили меня на первое место. Курьезно, но среди моих достоинств они называли приятность русского языка в моей английской речи.

Если бы кто-то был заинтересован в укреплении к нам симпатий еврейских ученых, журналистов, бизнесменов, эта тема сегодня могла бы дать громадный чистый выигрыш.

Посмотрите: в правление В.Путина ни один начальник не позволил себе двусмысленных заявлений по еврейскому вопросу. А сколько подобного позволяли себе губернатор Краснодарского края Н.Кондратенко или депутаты Думы при Борисе Ельцине. Они все перековались? Конечно, нет. Просто Путин, которого на Западе называют русским националистом, дал понять: открытого антисемитизма он не потерпит.

Честно говоря, мне не нравится, когда еврейские организации проводят кампании по борьбе с антисемитизмом. При дефиците продовольствия в СССР были люди, уверенные, что все мясо съели хитрые носатые. Бороться с этим бессмысленно и бесполезно.

Гораздо плодотворнее путь, избранный Юрием Каннером — главой РЕК. Он выдвинул нобелевского лауреата Ивана Бунина на высокое звание «Праведники мира» за то, что в годы гитлеровской оккупации во Франции он спасал еврейских детей.

Каким-то образом любовь миллионов к гению литературы И.Бунину, пусть и в самой малой степени, может перенестись и на евреев. Но главное, кто-то задумается: если великий гражданин России рисковал своей жизнью, чтобы спасать евреев, может, стоит изменить к ним отношение?

Я привел только несколько примеров из разных областей. Но все их объединяет призыв к иным теоретикам: прежде чем судить-рядить, анализировать и делать выводы, почувствуйте тему, как говорится, кожей. Это и называется «держать руку на пульсе».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру