«От моей жизни ничего не осталось. Я не могу вернуться. Да и здесь [в центральной России] небезопасно. У них длинные руки, и они найдут меня и других найдут, где бы мы ни были в России, только дайте им время,» - говорит один из героев расследования.
По словам одного из опрошенных Human Rights Watch, приближенный и друг Рамзана Кадырова Магомед Дауров лично бывал в месте незаконного содержания геев в Аргуне и наблюдал, как полицейские издеваются на гомосексуалистами, «опровождая это своими собственными оскорбительными ремарками».
Другой подвергшийся пыткам герой расследования HRW сообщил, что Даудов лично присутствовал и при сценах публичного покаяния геев. Он описал происходящее: «Кричат, оскорбляют — хуже некуда, потом велят тебе вперед выйти, сознаться перед родственниками, ну что ты гей». По его словам, потом на родственников гомосексуалиста оказывают давление с намеком избавится от опозорившего их члена семьи.
Реакция на доклад со стороны чеченских властей ожидаемая. Депутат парламента Зелимхан Джамалдинов ответил, что СМИ могут писать все что угодно, а в самой Чечне на это расследование «плевать хотели».
Подробнее: В чеченском парламенте плюнули на правозащитников, рассказавших о пытках гомосексуалов
Власти республики до сих пор продолжают отрицать не только преследование геев в Чечне, информацию о котором опубликовала «Новая газета», но и вообще сам факт существования там гомосексуалистов. Что ставит под сомнение вообще возможность проведения расследования. Ведь как раскрыть преступления против тех, кого нет?
- Дальнейший ход дела зависит не от властей Чечни, - считает член совета Российской ЛГБТ-сети, правозащитник Игорь Кочетков, - и в их интересах содействовать проведению расследования. Если расследования не будет, мы будем добиваться его на международном уровне. Преступлениям, которые происходят в Чечне, нет аналогов в Европе со времен нацисткой Германии, когда преследовали геев. И сейчас история повторяется, причем на территории страны, как бы победившей фашизм. Нас, в нашем сообществе, не интересуют персоналии — кто и зачем это сделал, и персональной ненависти к Кадырову или кому-либо у нас нет.
Удивительно, один из членов столичного гей-сообщества, попросившего сохранить его анонимность, сообщил, что у гомосексуалистов действительно нет ненависти к главе чеченской республики.
- Неприязнь... Да, неприязнь есть. И появилось некая опаска по отношению к чеченскому народу вообще. Кажется, будто идет взращивание дискриминации, только не по расовому признаку. В прошлом году я был в Грозном, на свадьбе друга, и ощутил реальную опасность по отношению к себе и к местным геям. Уже тогда было страшновато, а сейчас я бы в Чечню не поехал.
Собеседник рассказал, что в гей-сообществе появилась осторожность по отношению к гомосексуалистам из Чечни: «Есть люди-оборотни, и мы боимся, что кто-то из нашего круга общения окажется товарищем, подосланным Кадыровым. Поэтому стараемся с чеченскими и дагестанскими незнакомыми нам геями не общаться».
По информации «Новой газеты», доследственная проверка в Чечне все же началась. Она была санкционирована она была федеральным центром и вызвала в республике большую панику.