Моя знакомая, работающая в Москве жительница Махачкалы по имени Умайра, съездила домой и вернулась под впечатлением:
— Наши муллы стали призывать мужчин не лениться и брать по четыре жены, даже если они не в состоянии их содержать. А то, мол, незамужние девушки выставляют себя в соцсетях в непотребном виде, красятся и одеваются как проститутки и готовы встречаться с кем попало, даже с неверными! Муллы считают, что пусть уж лучше будут 2–3–4-ми женами, чем бесхозными и падшими.
— И как ваши мужчины к этому относятся? — интересуюсь я.
— Мужчины задали вопрос: а чем же кормить семью с четырьмя женами, от которых будут дети, если денег не хватает содержать даже одну? Тем более у нас по традиции за невесту выкуп дают ее родителям, пусть и символический. А мулла ответил, что ради спасения чести наших женщин можно истолковать означенную суру Корана сообразно ситуации. То есть с учетом бедствия, в которое попали эти бесхозные правоверные женщины, можно не давать за них калым (выкуп) и не содержать, а, напротив, отправить каждую из них на работу. Священная же обязанность мусульманского мужа — беречь себя, чтобы иметь возможность дарить каждой из жен мужское внимание и физическую ласку, которой им так не хватает.
— То есть он может на диване лежать и копить силы на физическую ласку! Правоверные возрадовались, конечно?
— Наоборот, гневно отказались. По шариату мужчина может иметь четырех жен, если он в состоянии не только уделять каждой внимание как женщине, но и содержать на одинаковом уровне. А вот если мужчина берет женщину и не может выполнить перед ней свой материальный долг — худшего позора не придумаешь! Поэтому у нас многие парни даже к одной не сватаются, если денег нет.
— Но здесь же сам мулла разрешил!
— Вековые обычаи все равно сильнее любых новейших толкований муллы...
По словам Умайры, люди часто приходят к мулле за советом, как поступить в своем случае так, чтобы не нарушить нормы шариата. И каждый мулла (имам, богослов) имеет право истолковать каждую суру Корана применительно к частному случаю конкретного человека — для того в исламе и нужен священнослужитель. Но если ситуативное толкование противоречит местным или родовым традициям, оно не принимается. А для дагестанского джигита в веках нет большего позора, чем отправлять жену на заработки.
— Неужели все без исключения возмутились?
— Муж говорит, что, по крайней мере, вслух все сказали: нет, ни за что! А вообще люди же все разные, и среди наших есть альфонсы — вон в Москве 20-летние парни живут на содержании у богатых москвичек, и ничего. Но, думаю, дома, на глазах родни и знакомых, никто так не поступит. Стыдно же...
— А что же ваши женщины? Разгневались?
— Обрадовались! Хотя и понимают, что такого, скорее всего, не будет. Наши девчонки все хотят учиться, работать. Чтобы выходить в люди, наряжаться, общаться, развиваться, нормальным человеком быть. А многим сначала отцы запрещают много времени вне дома проводить, а потом мужья. Иметь полноценную работу не только с согласия мужа, родителей и муллы, но и по необходимости, раз муж не может содержать всю семью, — для наших девушек это шанс официально получить больше прав и возможностей!
К гарему новой формации — всегда готов?
Тем временем дружная мусульманская семья с двумя работающими женами мирно существует в Подмосковье и никого не удивляет. Вернее, домовладельцы элитного коттеджного поселка, в котором эти трое работают, не вдаются в подробности, отчего этот узбек живет с двумя женщинами. А соплеменники, работающие по соседству, знают: Хамид, Гюльчехра и Гульназ — семья. У Хамида имеется еще одна жена, только она дома — в Узбекистане. Все трое — из разных узбекских сел, а свела их Москва. 42-летний Хамид сначала приехал на заработки с первой (а теперь уже старшей) женой, на которой женился еще в родном селе и нарожал четырех детишек. Но она долго московский климат не выдержала, заболела, пришлось отправить ее домой. А Хамид остался зарабатывать теперь уже не только на детей и пожилых родителей, но и на лечение жены.
— Работал на стройке, потом на складе, но везде зарплату задерживали, — рассказывает о себе Хамид. — А мне домой регулярно высылать надо, иначе никак. И тут подвернулась хорошая работа — в загородном доме у богатой семьи. Но с условием: должна быть супружеская пара. А я к тому моменту как раз с Гюльчехрой уже жил, трудно же мужчине одному в чужом городе. Она мне готовила, убирала — хорошая девушка! Вот и взял ее в жены.
— В ЗАГС, что ли, повели?
— Нет, зачем? Для мусульманского брака достаточно благословения имама и разрешения первой жены. Юлдуз дала разрешение на никях нам с Гюльчехрой.
23-летняя Гюльчехра плохо понимает по-русски, но крутится рядом и жестами и улыбками показывает, что у них все прекрасно.
— А откуда же взялась Гульназ? — любопытствую я.
Младшая жена Хамида, Гульназ, на самом деле старше всех остальных жен и его самого: ей 45 лет, из них 20 она в Москве, по-русски говорит почти без акцента. Работает поваром в ресторане на территории этого же поселка. О том, как попала в третьи жены, рассказывает сама:
— Я с мужем давно развелась, еще когда в Москву впервые уехала. С Хамидом мы тут познакомились, в поселке. Посидели, я ему рассказала, как мне бывает одиноко. Он пару раз зашел ко мне — хороший он мужчина, честный. На третий раз говорит: не хочу, мол, Гюльчехру обманывать, давай я тебя перед Всевышним замуж возьму. Я ответила, что не против — но если только его жена не будет против. Зачем мне склоки эти женские? Ну а потом Хамид Гюльчехру ко мне в ресторан привел: познакомил нас, мы посидели, покушали, поговорили... И она согласилась. Мы сделали никях, а уж потом Хамид и старшей жене обо мне по телефону рассказал.
Мы друг другу не мешаем. Я живу отдельно, у меня комната при ресторане, муж заходит ко мне, когда хочет. Денег я у него не прошу, сама зарабатываю, а за доброе имя среди людей я Хамиду благодарна. Гюлька тоже свою зарплату отрабатывает, на шее у Хамида не висит. У нее только одна проблема: ее родители думают, что она не работает. У нас, если у мужчины одна жена и оба работают — это еще ничего. Но если он может содержать только одну, а берет еще нескольких, да еще молоденьких, и гонит на работу — это позор! Таких альфонсами считают.
Многоженство и русским не чуждо
А буквально в паре километров от счастливого узбекского трио живет 37-летняя москвичка, назовем ее Светлана, растящая 14-летнего сына. С отцом своего ребенка Света начала встречаться 15 лет назад и продолжает делать это по сей день, но все эти годы ее любимый женат. Однако Свету с сыном, по словам самой женщины, он очень любит:
- Первые пару лет я, конечно, ждала, что он уйдет от жены, — признается она. — А потом как-то привыкла. Все эти годы он появляется у нас с сыном два раза в неделю. А летом, когда жена на курорте, вообще переезжает на три недели. Я работаю, сын учится, а приходы отца для нас всегда праздник — стол накрываем, общаемся. Олег, когда приходит, мужскую работу по дому делает и сына учит, как что починить, если нужно. К праздникам сыну и мне подарки всегда дарит...
Для меня главное, что я не чувствую себя одинокой! Олег меня как женщину по-прежнему любит, как и 15 лет тому назад. А у моего сына есть мужское воспитание. И у него, в отличие от детей других матерей-одиночек, папа не воскресный, а самый настоящий! У других мужья в семье живут. Но с работы так поздно приходят, что словом с детьми не успевают перекинуться. А Олег всегда отводит отдельное время на общение с сыном, на мужские беседы по душам.
— А как же законная супруга вашего Олега? Неужели за все эти годы она так ничего и не узнала?
— Если честно, я думаю, что узнала. Просто после определенного возраста женщина становится мудрее и понимает, что иногда лучше прикинуться слепоглухонемой, чем прогонять хорошего, надежного мужика. Даже если у него и есть кто-то. И даже лучше, что одна постоянная на стороне, чем сотни разных. По крайней мере, я бы на ее месте именно так рассуждала...
Когда я рассказываю Светлане про семью Хамида, она улыбается:
— Ну да, в нашем случае это тоже практически многоженство. Получается, ничем от мусульман не отличаемся. Только они своего многоженства не скрывают, а нам приходится. Мои-то знакомые знают, что я фактически вторая жена Олега, а вот от знакомых его жены приходится этот факт скрывать...
Мать-одиночка по шариату
Мусульмане в последнее время настолько продвинулись, что уже замахиваются и на одинокое материнство. Об этом поведала миру в соцсетях эмансипированная обеспеченная мусульманка, живущая в российской столице. У нее есть все — работа, круг общения, деньги. Замуж за соотечественника она не хочет, понимая, что тогда в ее жизни наступят ограничения. Замуж за иноверца — тоже. А вот ребенка хочет — и именно от мужчины своей национальности. Она готова воспитывать дитя одна и имеет для этого все возможности (деньги, жилье), только зачать этого ребенка оказалось неразрешимой проблемой. Так как для правоверного рождение ребенка вне брака — грех и харам (позор). Поэтому никто из них не готов подарить ребенка от себя той, которая желает стать матерью-одиночкой.
Опрос знакомых показывает, что проблема реальна и не единична.
— Конечно, многие наши мужчины готовы сожительствовать без брака, — признает московская мусульманка Нигяр. — Но если женщина беременеет, даже если она не мусульманка, мужчина или настаивает на заключении никях (мусульманский брак), или хотя бы участвует в жизни этого ребенка — и материально, и физически. А просто безымянным осеменителем ни один уважающий себя мусульманин не выступит! Хотя многие наши девушки мечтают растить дитя самостоятельно — ведь тогда можно воспитывать его так, как считаешь нужным. Конечно, это возможно, только если есть деньги. Но многие наши девушки в Москве очень хорошо устроились, а родители у них дома, так что сразу не осудят, а потом поймут и простят...
Спрашиваю у имама одной из московских мечетей, как он относится к совету махачкалинского коллеги не лениться жениться на нескольких, даже если не можешь их содержать:
- Коран — священная книга, способная решить любые проблемы, если верно толковать суры и применять их не в лоб, а адаптируя к ситуации, — объясняет священнослужитель. — Пророк, да благословит его Аллах, изрек: «О молодежь, пусть женится тот, кто может». Под «может» можно понимать любые возможности, необходимые для семейной жизни, — для одних важнее физические, для других материальные.
По шариату наличие имущества не является условием для брака — если даже самый бедный человек женится, его брак действителен в глазах Всевышнего, ведь в сурах сказано: «Соединяйте браком незамужних женщин и праведных мужчин, а если они бедны, Аллах обеспечит их своей щедростью». Пророк сказал, что Аллах обещал помочь каждому, кто женится с благой целью. А дать законный статус девушке, желающей стать замужней женой, а не чьей-то любовницей, — это благая цель.
Я знаю от своих прихожанок, что многим женщинам и раз в месяц любви хватает, чтобы не чувствовать себя одинокой, а вот быть женой в глазах Всевышнего для них самих и их семей очень важно. Также возможно разрешить женам работать, если они сами этого хотят и если возможно избежать несправедливости, чтобы одна жена работала, а другая нет. Главный залог соблюдения шариата в таком деликатном вопросе — мирные договоренности между всеми участниками.
— Мы постоянно говорим о непримиримости исламских догм и светского образа жизни, — резюмирует психолог Алина Колесова, — а на деле видим стремительное сближение культур и слияние нравов. По сути, многие россиянки давно живут в таких же «гаремах», как и мусульманки: только правоверным женщинам недавно разрешили вкалывать вместе со своими мужьями, а наши всегда это делали. Людям, как бы они ни называли своего Бога, свойственны одни и те же слабости.