Как ранее сообщал «МК», в декабре спецслужбы пресекли деятельность диверсионно-террористической группы, состоящей из граждан Средней Азии, планировавших совершить серию резонансных террористических акций в столице с применением самодельных взрывных устройств большой мощности. Следователи полагают, что четверо азиатов получили указания напрямую от объявленного в международный розыск властями Таджикистана эмиссара запрещенной в РФ организации ИГИЛ. Сотрудники ФСБ обнаружили и изъяли в местах жительства задержанных автоматическое огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, готовые к применению самодельные взрывные устройства, а также значительное количество взрывчатого вещества.
На днях следственная служба УФСБ РФ по Москве и Московской области вышла в Мещанский суд с ходатайством о продлении меры пресечения шести фигурантам дела, обвиняемым по части 1 и 2 статьи 205.5 УК РФ «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации». Остальным шести обвиняемым должны продлить срок нахождения под стражей в конце мая.
В ходе заседании стало известно, что руководитель следственной группы Максим Вешкин ушел в отпуск, а дело передал 24-летнему следователю Ильдару Сюняеву. Тот сообщил, что по делу планируется провести еще несколько экспертиз, в частности получить образцы голоса обвиняемых.
— Расследование дела представляет особую сложность, необходимо выполнить ряд следственных действий, направленных на установление иных лиц, причастных к совершению преступления, — бодрым голосом, с выражением зачитывал Сюняев.
Кроме того, он рассказал, что следствие продолжит допросы свидетелей и обвиняемых, при необходимости проведет очные ставки, в отношении ряда обвиняемых сделают комплексные психолого-лингвистические экспертизы, после чего ознакомят обвиняемых и их защитников с соответствующими заключениями.
— Нам необходимо получить образцы голоса и устной речи ряда обвиняемых, назначить фонографические экспертизы, получить результаты на ранее направленные поручения о производстве оперативно-разыскных мероприятий, мы также направили запросы об оказании правовой помощи в компетентные органы Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана — ответы до сих пор не получены, — говорил Сюняев.
Он потребовал продлить арест одного из 12 фигурантов дела — гражданина РФ 33-летнего Азиза Хидирбаева — еще на три месяца, так как, по его словам, нет оснований для изменения или отмены меры пресечения.
— Хидирбаев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления против общественной безопасности и в связях с террористической организацией («Хизб ут-Тахри́р аль-Ислами́» — запрещена на территории РФ решением Верховного суда. — Прим. «МК»), за которое предусмотрено наказание до 20 лет лишения свободы, — пояснил Сюняев.
Он утверждал, что, находясь на свободе, обвиняемый, имея навыки конспирации, может скрыться от следствия и суда, повлиять на свидетелей, продолжить заниматься преступной деятельностью и т.д.
Известный своей принципиальностью адвокат Хидирбаева Дагир Хасавов заявил, что следователи, а их 19 человек в составе следственной группы, волокитят расследование дела.
— Следователь Сюняев не привел веских оснований для продления срока нахождения под стражей. Он своей работой показывает не лучший пример. Для него главное, чтобы человек просто сидел в СИЗО! — возмущался защитник.
По его словам, следственные действия не проводятся вот уже как пять месяцев, сотрудники ФСБ нарушают закон и не знают его, а вышестоящие судебные инстанции пугаются слова «халифат», поэтому оставляют постановление суда первой инстанции без изменения.
— Ни я, ни Хидирбаев не были ознакомлены с постановлениями о назначении судебных экспертиз, с заключениями экспертов, — пожаловался Хасавов.
Он категорически возражал против продления ареста Хидирбаеву, аргументировав это тем, что в деле отсутствуют доказательства его виновности.
— Мой подзащитный вел добропорядочный образ жизни, трудился на нескольких работах, снимал квартиру, женат, имеет двухлетнего ребенка и неработающую супругу, при обыске были изъяты все денежные средства, семья осталась абсолютно без денег, — утверждал защитник.
Сам Хидирбаев на процессе уверял, что не занимался террористической деятельностью, а изучал ислам и никогда не был судим.
Доводы защиты не остались без внимания судьи Елены Гудошниковой, и она поинтересовалась у следователя, какие следственные действия проводятся по делу?
Этот вопрос заставил следователя Сюняева врасплох. Он замялся, но взял себя в руки и повторно зачитал выдержки из своего же ходатайства.
— Непроведение следственных действий с личным участием одного из 12 обвиняемых не означает, что они не проводятся совсем, — отметил следователь.
В итоге, выслушав стороны, Мещанский районный суд продлил арест Хидирбаеву и другим обвиняемым до 30 июля.