«Отдельная тема — это мужчины. Сидишь в машине, красивая такая, да и машины у подружек не самые плохие, и столько взглядов и улыбок! Но стоит только выйти из... Сразу как ураган смел. Никого! И выглядишь-то красиво, и следишь за собой, то есть обычное состояние, отличающее только одним — отсутствием ноги... Нет, не головы. Ноги!» — так писала в своем блоге Лена Таркунова, лишившаяся конечности из-за ангиосаркомы.
Она умерла в последние дни декабря 2016-го. Мечтала дожить до новой весны. Чувствовала себя плохо, но много писала о любви, очень жалела, что не успела пожить, завести ребенка. Муж бросил ее из-за болезни. Лена вела весьма популярный блог. Но поддержку в основном получала от женщин, многие из подписчиц стали ее подругами, помогали в том числе и материально.
«В общем, реакций за 1,5 года нынешней жизни насмотрелась разных, и от прошлой меня внешне отличает только то, что я теперь больше русалка, чем человек... Но для общества мы становимся людьми другого, даже не второго сорта... Я люблю психологию, и я стараюсь изучить, почему так... Ведь женщина остается женщиной! Такой же красивой, веселой, с тем же характером, той же женой или подругой...»
«Наверное, это судьба»
Евгения Смирнова вся страна узнала благодаря выступлениям в танцевальном шоу. Жюри и зрителей потряс его номер с партнершей: в результате ДТП танцор потерял ногу, но танцевать не бросил. На этом шоу ему пришлось выдержать моральную схватку с ведущими Владимиром Познером и Ренатой Литвиновой. Зрители признали: из нее Женя вышел победителем. Не обращая внимания на полемику в СМИ и соцсетях на тему «может ли танцевать безногий», он преподает в инклюзивной танцевальной школе: в ней дети-инвалиды занимаются наравне с остальными. Теперь его называют «человек с неограниченными возможностями». Он добился успехов и на любовном фронте: в эксклюзивном интервью «МК» Евгений рассказал, что уже сделал своей избраннице предложение.
— Женя, вы были в отношениях на момент того страшного ДТП?
— За полгода до этого я расстался с девушкой, с которой мы были несколько лет. После того как все это случилось, она вернулась ко мне, но позже мы все равно расстались, пробыв вместе 7 лет в общей сложности. Думаю, те отношения себя исчерпали, и не хочется ни винить кого-то в этом, ни вспоминать это.
— Тогда расскажите, как вы познакомились с вашей невестой?
— Год назад я застрял в аэропорту, я возвращался с выступления. Очень хотел есть, надеялся уже дома поужинать, но рейсы отложили. Пошел в кафе, набрал мяса, картошки, подсел к какому-то парню — все столики были заняты. Чуть попозже к нам подсела девушка. Было видно, что она хочет со мной пообщаться, но стесняется.
— Она в вас узнала звезду телеэфиров?
— Ну не такая я уж и звезда, но да, как выяснилось, она смотрела и «Танцы», и программу «Пусть говорят», которая была сразу после трагедии. Мне было неудобно немного, так как я и есть хотел, и девушку не хотел обидеть. Постепенно мы разговорились. Мне очень понравилось, что она такая простая, искренняя, веселая. В ней была видна какая-то чистота души.
— И, наверное, красивая?
— Да, конечно, но тогда я на это не обратил внимания. В общем, было впечатление как от симпатичного в целом человека. Мы долго общались, ее даже объявляли два раза, ей пора было уже улетать в Москву, но она все говорила: «Еще чуть-чуть поговорим, и я пойду». И улетели мы каждый в свой город: она в Москву, а я в Краснодар. Потом стали переписываться в соцсети. Дальше я стал прилетать в Москву по делам — мы встречались, гуляли по паркам, ходили в кафе, Настя познакомила меня с дочкой и с родителями.
— Как вы сделали предложение?
— На этот Новый год. Мы отмечали его с Анастасией, ее дочкой Сашей и родителями у них на даче под Москвой. Я долго думал, как это сделать необычно. Мне было очень важно, чтобы меня принял ее ребенок. Я считаю, что если мужчина берет в жены женщину с детьми, то их мнение тоже надо учитывать. А доверие — завоевывать. В итоге я купил Саше диадему. А Насте — кольцо. И как только пробило 12, спросил у девочки: «Ты будешь моей принцессой?» Она закричала «Да!». Я сказал, что нам нужна еще королева. Ну и дальше сделал предложение как положено — встал на колено, преподнес кольцо.
— Как это восприняли родители Анастасии?
— Первый раз я видел Новый год, на котором все плачут. Но это были слезы радости, конечно.
— Когда же свадьба?
— Пока не знаю, так как времени спланировать масштабное мероприятие, как мы оба того хотим, пока нет. Я сейчас живу на два города, занимаюсь танцевальной школой, выступаю.
— Есть ли планы перебраться в Москву?
— Думаю, да. В итоге мы будем жить в Москве. Но школу я свою не брошу.
— Хорошо, что у вас так все хорошо, но, наверное, для тебя не секрет, что женщины-инвалиды считают, что в отношениях больше везет мужчинам. А от них мужчины шарахаются.
— Да, действительно, больше внимания мужчины обращают на здоровых девушек. Но предлагаю посмотреть на это с другой стороны: такое внимание довольно поверхностное, мужчинам, как правило, от этих девушек нужен одноразовый секс. А те, кто будет рядом, кому нужны именно вы, найдут и полюбят вас в любом состоянии. В моей жизни тоже было много косых взглядов, но я не обращал на это внимания, я знал, что всему свое время. Сейчас я много общаюсь с разными девчонками — у кого-то нет рук, у кого-то ног, кто-то в инвалидной коляске. Но они все классные. Живут активно, язык не поворачивается назвать их «неполноценными». Так что мой совет девушкам, оказавшимся в такой ситуации: не сдавайтесь, занимайтесь собой и своим здоровьем. Ваша судьба и ваша любовь вас найдут.
«Когда это случается, женщина не уходит почти никогда, мужчина — всегда»
Двадцать лет назад педагог и психолог Татьяна Редина попала в аварию. Это произошло через 3 месяца после рождения сына, когда ей был всего 21 год. На тот момент Татьяна не была замужем за его отцом — они жили раздельно, встречались изредка, но в общей сложности были вместе 4 года.
Половину своей жизни Татьяна провела в инвалидной коляске. Недавно в соцсетях она объявила о помолвке с любимым человеком. Друзья восприняли это сообщение с восторгом, но в личной беседе Татьяна призналась: в отношениях есть сложности.
— Я ни разу не была в браке, — рассказывает она. — Те отношения, какие были с отцом моего сына, я не знаю как назвать — гостевой гражданский брак? Нельзя сказать, что он сразу меня бросил. Он приезжал по выходным, возил нас к своим родителям. Сыну помогал до 18 лет, в этом плане претензий нет. Думаю, отношения сошли на нет из-за трудностей с сексом. Я то и дело была на реабилитации, в санаториях. Так что он в конце концов стал встречаться с другими женщинами, женился и еще завел детей. Впрочем, я тоже знакомилась с мужчинами во время лечения. Если мужчина видит тебя уже в инвалидной коляске, он как-то легче это принимает, чем вот ты была здоровая — а вот сейчас уже инвалид. Когда случается такое, женщины почти никогда не бросают мужчин, мужчины же уходят почти всегда. Думаю, это связано с тем, что женщина воспринимает мужчину как родственника, а мужчина ее — как сексуальный объект. Со мной недавно делилась проблемами девушка, которая собирается замуж за «колясочника». Ее не останавливают его трудности с сексом, но смущает, например, мочеприемник. Однако она считает, что они справятся вместе с этими физиологическими нюансами.
При всем при том Татьяна не согласна с тем, что девушке с инвалидностью сложнее найти себе пару. Она считает, что на свете хватает красивых, здоровых, ухоженных и при этом очень одиноких людей. Возможно, девушкам стоит проявлять чуть больше инициативы и не ждать милостей от природы и мужчин.
Нынешний жених Татьяны невидящий от рождения и преподает в интернате для слепых и слабовидящих детей в Подмосковье. Она считает, что сложности в их паре не столько из-за инвалидностей, сколько из-за нехватки времени и расстояний: когда любимый приезжает с работы из Подмосковья, она уже спит. Однако и физические особенности усложняют некоторые вещи:
— Как бы я ни была независима, все равно мне бывает нужна помощь. Например, я не могу взять тележку в магазине, не могу сама быстро сбегать в аптеку. И он здесь не может мне помочь. Лучше всего мы чувствуем себя в путешествиях — он может держаться за мою коляску, а мне помогать, скажем, садиться в нее или выходить.
Татьяна вспоминает: был период, когда ее стеснялся собственный сын. Ему не нравилось лишнее внимание, которое всегда возникало при появлении мамы. Например, Татьяна не могла просто прийти к сыну в школу, нужно было предупредить охрану, просить открыть ворота, найти тех, кто поможет с коляской. Однако она нашла выход из ситуации: была очень активной мамой, состояла в родительском комитете, ездила на все экскурсии. Постепенно сын и его школьное окружение привыкли к тому, что с ними везде человек на коляске, это стало восприниматься как норма.
«Быть на виду — немаловажно для колясочников, и особенно для женщин, — считает Татьяна. — Мне в этом смысле помогли конкурсы красоты, я даже поменяла свой стиль одежды. Сразу после аварии мы с сестрой отправились на реабилитацию в Германию, там было принято носить спортивную одежду, и сестра меня активно к этому подталкивала. Однако вышло наоборот — я получила на всю жизнь прививку от треников и кроссовок. Долгое время я придерживалась классического стиля, и мне казалось, что когда ты в коляске, можно носить только брюки. Длинные юбки, понятное дело, не очень удобная вещь в нашем случае, а мини я не носила и раньше — для этого нужен высокий рост, худоба и длинные ноги. Но вот на конкурсе красоты я выиграла приз зрительских симпатий и получила в подарок платье. Поняла, что во многом себя обделяла, когда их не носила. И конечно, для любого инвалида очень важна ухоженность и гигиена — душ, прическа, маникюр, с этим всегда все должно быть в порядке».