В принципе от того, что из ГАИ выведут отделы пропаганды, технического надзора, организации дорожного движения и даже снимут с нее регистрационные и экзаменационные функции, — ничего страшного для страны и ее моторизованных граждан не произойдет. Пропагандистов, информирующих водителей о грядущих природных катаклизмах и сообщающих заинтересованным лицам статистические данные об аварийности, можно легко и совершенно безболезненно для безопасности дорожного движения перевести в комиссии по БДД, в обязательном порядке существующие при любой региональной власти.
Спецов по организации дорожного движения также пригреют структуры, отвечающие за транспортную логистику в конкретном городе, районе и области (в Москве, скажем, этим заведуют как минимум три департамента, не считая специальных служб в префектурах).
С инспекторами технадзора, оставшимися после передачи техосмотра в загребущие руки страховщиков не у дел и превратившимися, по сути, в порученцев руководителей подразделений ГАИ на местах, — еще проще. Их наверняка пригреют в очень сходном по функциям и задачам Ространснадзоре или вообще в любом ведомстве, так или иначе имеющем отношение к контролю за техническим состоянием транспортных средств при выпуске на линию, — благо таких у нас в достатке.
Что касается снятия и постановки машин на учет, то эти регистрационные действия передаются со всей существующей гаишной базой в Минтранс.
Некоторые сложности возникнут по части экзаменационной работы, но и они решаемы. Так, уже довольно давно обсуждается вопрос о ее передаче в частные руки по примеру многих цивилизованных стран. Предполагается, что организации, которые станут этим заниматься, объединят в федеральную палату или коллегию (как объединены нотариусы или адвокаты), а ее члены будут нести жесткую материальную или даже уголовную ответственность за неправомерную или необоснованную выдачу прав.
Задача упрощается еще и потому, что все эти гаишные службы достаточно малочисленны — даже подразделение по оказанию госуслуг (экзамены и регистрация) в масштабах страны насчитывает не более 3000 человек (к тому же значительная часть из них — гражданские лица). Другое дело, что те, кто носит погоны, в «штатские» ведомства могут и не пойти, поскольку лишатся многочисленных бонусов, положенных служивым людям. А значит, мы на весьма длительное время столкнемся с жутким бардаком и при постановке машин на учет, и особенно при получении прав. С экзаменационной работой и сейчас-то нерешенных проблем (в том числе и откровенно коррупционных) выше крыши, а что будет, когда ею начнут заниматься абсолютно новые люди, которых, кстати сказать, еще надо обучить, — страшно представить. Между тем и первую, и вторую госуслугу ежегодно получают около 10 млн россиян.
Однако главный вопрос этой реформы — как быть с несколькими десятками тысяч инспекторов ДПС. Предложение перевести их в ППС не выдерживает никакой критики, что, как нам кажется, понял и сам министр внутренних дел господин Колокольцев. Причем понял это не сегодня и не вчера. Дело в том, что идея соединения ППС с ДПС возникла еще года полтора-два назад во время рабочего визита главы МВД России в Казахстан, где подобный симбиоз вроде бы доказал свое право на жизнь. Вернувшись домой, министр потребовал от ГУ ОБДД и ГУ ООП МВД РФ проработать вопрос о переносе зарубежного опыта в российские реалии. Главки около двух месяцев сводили концы с концами, но результат разочаровал все заинтересованные стороны.
Начать с того, что для подобного объединения как минимум необходимо переделать абсолютно всю нормативную базу, связанную с работой полиции, — от КоАП РФ, законов РФ «О полиции», «О безопасности дорожного движения» и ряда других до нескольких административных регламентов и десятков (если не сотен) подзаконных актов правительства страны в целом и МВД в частности, включая министерские приказы. На это чиновникам всех уровней (включая Администрацию Президента) и депутатам Госдумы потребуется не менее года, а то и двух (подготовка документов о передаче техосмотра от ГАИ к страховщикам заняла более трех месяцев). И еще минимум год уйдет на разные организационно-штатные мероприятия. Ясно, что в преддверии не только ЧМ по футболу, но и президентских выборов времени на это нет.
Но даже если бы оно и нашлось, овчинка выделки не стоит. Поскольку при нынешней численности экипажей ППС, усиленных инспекторами ДПС, дороги страны буквально за пару дней превратятся в один чудовищный затор из десятков тысяч неоформленных аварий. Это с одной стороны. А с другой — быстро бы поднял голову хулиганствующий элемент и пышным цветом расцвела бытовуха.
Просто потому, что оказаться в одно время на ДТП (да еще не дай бог с пьяными водилами и пострадавшими) и искать по горячим следам бандита, отнявшего у прохожего борсетку, физически не получится.
— Сегодня во многих российских регионах в зону обслуживания одного экипажа ДПС входит от нескольких десятков до полутора сотен км дорог, — комментирует порталу «АвтоВзгляд» ситуацию главный эксперт «Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств» Александр Лыткин. — И представьте, что, например, на одной из трасс Оренбургской области, километрах в сорока-пятидесяти от ближайшего райцентра, произошла авария, в которой пострадали люди. На ее грамотное оформление (такое, чтобы виновный не ушел от ответственности в суде из-за некорректно составленных документов, а невиновный, наоборот, не отправился бы по этапу) может уйти до трех-четырех часов, а то и больше. При этом водителей транспортных средств в такой ситуации в обязательном порядке надо доставить на медосвидетельствование и отвезти обратно. Кто в это время будет утихомиривать пьяного бытового дебошира с топором или хулиганов, пристающих к прохожим с ножом? Да и «простые» аварии, где помято только «железо», могут отвлечь «сборный» полицейский экипаж минут на сорок. А если таких ДТП в зоне ответственности два или три? Одним словом, если опираться только на здравый смысл, а не на клановые ведомственные разборки и политические игрища, ликвидация ГИБДД возможна сегодня лишь при колоссальном — в разы! — увеличении численности и патрульных автомобилей, и сотрудников. Что как-то не вяжется с общей концепцией реформирования МВД...
Между тем даже среди простых автовладельцев нет единого мнения о том, нужно ли ликвидировать погрязшую в проблемах и коррупции ГИБДД. Так, проведенное летом прошлого года порталом «Российская общественная инициатива» голосование на тему «Расформировать ГИБДД как самостоятельную структурную единицу и передать функции по контролю за дорожным движением работникам МВД» дало следующий результат: «за» высказались 494 человека, «против» — 202.
А опрос портала «АвтоВзгляд», состоявшийся на этой неделе, дал еще более неоднозначный итог. За расформирование автоинспекции и передачу ее функций другим службам высказались 54% респондентов, а против — 46% (в голосовании приняли участие 6500 человек).
Но в любом случае ясно одно. Реальная, а не на бумаге, реформа ГИБДД необходима. Но инициировать и провести ее нынешнее руководство службы вряд ли сможет.