Газовые баллончики: средство самозащиты или смертельное оружие

Депутат Мосгордумы: «Если человек агрессивный, он и молотком может убить»

Газовые баллончики находятся на тонкой грани, являясь доступным средством и самозащиты, и нападения. Однако в последнее время злоумышленники все чаще используют этот аэрозоль в корыстных целях.

Стоит ли ограничивать продажу газовых баллончиков и как сами продавцы спасаются от агрессивных покупателей, выяснял «МК».

Депутат Мосгордумы: «Если человек агрессивный, он и молотком может убить»

17 апреля актеру театра «Содружество Артистов Драмы» прыснули в лицо из газового баллончика. Артист выжил, но получил ожог глаз. За три дня до этого от действия аэрозоля пострадали подростки: школьники попробовали распылить его сами любопытства ради. 3 апреля газ распылили в одном из учебных заведений Ульяновска. Днем раньше в Твери воры проникли в дом к пенсионерке и, прыснув женщине в лицо из баллончика, похитили деньги.

То, что газовый баллончик — средство защиты, регламентировано Федеральном законом «Об оружии». Согласно статье этого же закона аэрозоли не нуждаются в дополнительной разрешительной документации, но продаются при этом только тем, кто старше 18 лет.

Существует два доступных в России типа газовых баллончиков: они различаются по степени разрешенности. Купить аэрозоли первой категории можно свободно. Аэрозоли второй категории используются полицейскими и в свободной продаже отсутствуют. У них выше мощность, а значит, и эффект будет большим. Но и те и другие на самом деле неопасны для жизни — убить при распылении такого баллончика сложно. А вот навредить не проблема.

— В газовых баллончиках содержатся ирританты — вещества раздражающего или слезоточивого действия, — рассказывает фельдшер Вера Луговая. — При попадании в глаза он вызывает слезотечение. Но иногда нападающему достаточно проморгаться — и действие газа проходит. Сейчас появились новые баллончики, гелевые. То же действующее вещество там находится в струйном виде и просто «залепляет» глаза и лицо, как монтажная пена. Проморгаться уже не получится, придется идти и мыть лицо.

Последствие действия ирритантов — кроме слез — боль. В этом случае пострадавшему нужно обратиться к врачу за специальными обезболивающими каплями.

— А вот от лака для волос или тех же аэрозольных дезодорантов при распылении в глаза такого эффекта не будет, — объясняет фельдшер. — Действующее вещество другое, более слабое. А значит, при самообороне баллончик с лаком не сильно поможет — глаза покраснеют, потекут слезы, но противник быстро проморгается.

Однако, как видно из практики, баллончики нередко попадают в руки к школьникам, для которых они, скорее, игрушки. Причем, по рассказам некоторых продавцов, иногда родители сами покупают чадам столь опасный девайс — для самообороны. Так может, стоит подойти к продаже баллончиков серьезнее и ввести лицензию — как при покупке оружия?

— С одной стороны, было бы неплохо, — рассказал «МК» Андрей, продавец одного из магазинов средств для самообороны. — Потому что клиенты попадаются разные, не только юные барышни. И чтобы продавать те же баллончики, нужно очень аккуратно соблюдать технику безопасности и разбираться в психологии. Например, самое важное — не выпускать баллончик из рук при разговоре с покупателем. То есть если я вижу, что передо мной порядочный и уравновешенный человек, я дам ему баллончик в руки. Надо внимательно смотреть, как покупатель его держит, куда направляет. Я всегда готов увернуться или отбить его руку. Всем, кто не внушает доверия и выглядит, мягко говоря, опасно, - смотреть только с витрины или из моих рук. А таких — каждый третий.

С другой стороны, понятно, что любое действие встретит противодействие. Как только процесс продажи баллончиков усложнится, их тут же начнут сбывать подпольно. Например, в баллончиках разрешено использовать только слезоточивый или перцовый газ. Он вызывает покраснение, жжение, слезы, но не более (если, конечно, не выпрыснуть его весь вплотную к жертве). Но нет-нет да и можно увидеть в Интернете объявления о продаже баллонов с нервно-паралитическим газом, хоть он и запрещен конвенцией ООН.

Весной 2014 года, когда Крым только начал переходить под контроль России, на улицах было не очень безопасно, — рассказывает ныне москвичка Екатерина. — И я попросила друзей достать мне газовый баллончик, причем с нервно-паралитическим газом. Откуда они его принесли, не знаю, но на упаковке были надписи на украинском. Применять его не пришлось.

— Может, на Украине его и можно достать, — парирует продавец Андрей. — Но в Москве сейчас, насколько я знаю, их не продают. А то, что есть в Интернете — фикция. В таких баллонах те же ирританты, которые максимум вызывают слезы и красноту. Производители делают деньги на покупателях, которые хотят средство «посильнее». Нервно-паралитические газы — это оружие массового поражения, их даже полиции не поставляют.

Председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко против введения лицензирования для газовых баллончиков.

— Ужесточим мы покупку баллончиков, и что? Дальше введем ограничения на продажу молотков, кирпичей, любых других предметов, которыми можно нанести вред, и доведем ситуацию до абсурда. В законе об оружии прописано, что представляет реальную опасность и на что действительно нужно разрешение. А если человек агрессивный, он и молотком может убить.

Хотя тенденция к некоему ужесточению все же наблюдается. Как рассказал «МК» продавец другого магазина, справку о психиатрическом состоянии покупателя они не требуют, а вот имя и фамилию клиента и номер баллончика все же записывают в отдельный журнал. Мало ли что.

Нет, я считаю, что это тоже не нужно, — настаивает Святенко. — И что, надо будет справки предъявлять при входе в автобус или на выходе из дома? Поверьте, человек с набором юного химика сможет и сам сделать что угодно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27376 от 20 апреля 2017

Заголовок в газете: А у нас в баллоне газ, а у вас?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру