В ходе встречи участники затронули вопросы создания саморегулируемой организации по защите прав дальнобойщиков, эффективности системы «Платон» и контроля расходования собранных средств, обсудили детали проекта «Карта убитых дорог», инициированного Общероссийским народным фронтом, а также самые острые проблемы дальнобойщиков: переработки, изношенность транспорта, отсутствие доступной системы лизинга, демпинг, перегрузы и другие.
Модератор круглого стола, депутат Госдумы от КПРФ Сергей ШАРГУНОВ отметил, что от отрасли грузоперевозок в значительной степени зависит социальное благополучие большой категории граждан и экономический успех нашей страны.«Есть значительная проблема – это серый рынок. До сих пор нет понятной, прописанной структуры деятельности дальнобойщиков. До сих пор непонятно, как защитить их права, в том числе право на отдых», — добавил депутат.
Взявший слово Сергей САПРОНОВ, представляющий движение автомобилистов «12 тонн», которое борется за права всех легальных участников рынка авиаперевозок, отметил, что в отрасли существует несколько ключевых проблем. «В частности, ужасные стоянки на трассах, где невозможно нормально отдохнуть и даже оставить без присмотра фуру с грузом. Остро стоит проблема старого транспорта, изношенного на 80%, из-за этого возникает аварийность на дороге: сломанный грузовик остается брошенным, в него может врезаться любой участник дорожного движения. При этом эти фуры никто не эвакуирует, получается, что дальнобойщики — это брошенные люди», — посетовал участник круглого стола. Дальнобойщик также указал на проблему отсутствия упорядочивания региональных стандартов, касающихся разрешенной весовой нагрузки по осям грузовых автомобилей.
С необходимостью выработать единый документ, регламентирующий работу грузовых компаний и частных водителей, согласился представитель транспортной компании «Фривей» Сергей ГРАЧЕВ. Он подчеркнул, что транспортная отрасль — это огромнейший клубок проблем, которые не решаются десятками лет. «Главный камень преткновения — споры и разногласия между владельцами транспортных компаний. Они критикуют все законы, при этом не проявляют готовности предлагать свои условия, несмотря на то что на правительственном уровне есть такая готовность. Даже между крупными компаниями невозможно найти компромисс», — отметил спикер.
Помочь в преодолении разногласий может создание межрегиональной ассоциации грузоперевозчиков. Такая структура объединит все разрозненные организации дальнобойщиков в регионах и водителей грузового транспорта. «Проблемы родились в 1990-х годах, когда осуществлялся переход страны к рыночной экономике. Мы стали работать разрозненно и не пытались решать проблемы на законных основаниях, все привыкли договариваться в частном порядке. Таким образом, рынок стал перенасыщен и был отпущен в свободное плавание. Поэтому нам нужна саморегулируемая организация, в рамках которой рынок объединяется по профессиональному признаку и выработает единые стандарты и правила работы. Нам нужно сесть, не обвиняя друг друга, и найти компромисс, учитывая разные точки зрения», — говорили выступавшие. Вместе с тем участники встречи выразили сожаление, что некоторые приглашенные к участию в круглом столе проигнорировали предложение, например, представители ассоциации «Дальнобойщик» и Союза водителей-профессионалов, что говорит о сложностях в нахождении компромисса, который так необходим.
Председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой и дорожной отрасли Борис РЫБАК отметил, что сегодня многие водители сознательно не хотят выходить в правовое поле из «серых схем». Он добавил, что среди протестующих сегодня не так много работников грузовых компаний, работающих официально: большинство митингующих — частники, которые работают на износ, пытаясь заработать и пренебрегая правилами безопасности. «Очевидно, что за последние годы сформировался перекошенный рынок, огромный по объемам и крайне сложный по своей структуре. Если люди выходят на стачку, значит, что-то не так. Сейчас, по самым скромным расчетам, никем точно не проводимым, у нас в стране около 1 млн действующих транспортных средств, но при этом треть грузовиков ездят пустыми, разбивая дороги. В таких условиях есть возможность демпинговать. При этом часть перевозок может осуществлять железная дорога, но она живет в тепличных условиях, используя все преимущества монополии», — подчеркнул спикер.
В ответ присоединившийся к разговору по прямой связи дальнобойщик Сергей ОВЧИННИКОВ, принимающий участие во всероссийской стачке водителей в поселке Шушары под Санкт-Петербургом, где стоят 14 машин, сообщил, что протестующие выступают против «Платона», беспредела в вопросах весогабаритного контроля и невыполнимого режима труда и отдыха.
Политолог и журналист Андрей ИВАНОВ, со своей стороны, заметил, что вокруг дальнобойщиков и системы «Платон» в последнее время возникло множество политических лозунгов. «Система «Платон», возможно, стала последней каплей и катализатором всех проблем, которые уже существуют. Создается ощущение, что этих людей пытаются использовать в политических целях. Сегодня много говорят о том, что Москву оставили в дефиците продуктов из-за стычек, но все это выглядит как спланированная акция, созданная виртуальная реальность. Единственная возможность выйти из политических дрязг и ложной повестки дня, связанной с дальнобойщиками, — найти компромисс в решении их проблем», — сказал политолог.
Дискуссионности разговору добавила беседа с дальнобойщиком из Астрахани Виктором АЛЫМОВЫМ. По его словам, главная проблема отрасли грузоперевозок — низкие ставки и серый рынок. «Можно попытаться решать вопросы через национальное объединение, но во главе его должен встать человек, который нас будет слушать и не окажется «темной лошадкой», — сказал участник разговора.
Генеральный директор ЗАО «Юг России» Магомедхабиб АМИРОВ из Дагестана , где дальнобойщики протестуют активнее всех, отметил: «Да, у нас в регионе много проблем, в том числе серые схемы, которые налажены много лет. Южный регион имеет свою специфику. От Махачкалы до места стачки в Дагестане прокатитесь — сами оцените, что там нужно расширить трассу, сейчас там ездить невозможно».
Заканчивая встречу, Сергей ШАРГУНОВ назвал «убитые дороги» — настоящей угрозой национальной безопасности страны.