Пользователь с ником mamanatta (судя по всему, та самая бывшая приемная мама из Калининграда по имени Наталья) рассказывал о проблемах с чиновниками на форумах в темах, посвященных усыновлению и приемным семьям:
«Всем доброго дня. Вот и получили мы на руки письменный отказ. Сразу скажу, что не знаю, что будет с остальными семьями с временной регистрацией, советую письменно уточнять в ваших органах опеки. С нами ситуация на данный момент морально очень тяжелая. На финансовую сторону я не обращаю сейчас внимания, тяжело больше морально. Суть всей ситуации: получили пинка от опеки и мы, и дети. Дела детей отдали обратно, на учет не поставили, выплаты и пособия не назначили. Отказ обоснован тем, что мы не меняли постоянное место жительства, и наши дети, следовательно, тоже. Жить можете в Москве, но получать ваши дети будут региональные пособия… Мы намерены идти до конца».
Правозащитник Алексей Головань выступил в защиту калининградской семьи и сообщил, что с просьбами о назначении выплат на содержание детей родители ходили по разным ведомствам, вплоть до прокуратуры и суда: «Приемной семье отказывали во всем только из-за отсутствия регистрации в Москве по месту жительства. В конце января этого года мы получили решение суда, вступившее в силу, где именем Российской Федерации суд решил признать неправомерным отказ опеки в заключении договора о приемной семье и отказ в назначении выплат на содержание детей с 25.11.2015 по 24.04.2016. А 1 марта опека издала распоряжение об отказе заключить договор о приемной семье и возмещении выплат денежных средств на содержание подопечных».
— Кроме семи приемных семья из Калининграда воспитывала и родного ребенка, дочь школьного возраста, — рассказал Алексей Головань «МК». — Я не оправдываю помещение приемными родителями детей в социальный центр. Однако нам легко их судить, ведь у нас на руках нет 7 приемных детей и одного своего. Поверьте, в таких семьях не бывает лишних денег: приемные дети требуют существенных трат. Дети маленькие, мать не работает, занимается с ними дома. Нужно снимать жилье, нужен личный транспорт, чтобы быть мобильным с таким количеством детей; отцу тоже нужна какая-то работа не с утра до вечера, чтобы он мог помогать матери, — мы понимаем, что много денег он вряд ли сам заработает.
— Вы хорошо знакомы с этой семьей?
— С отцом мы встречались на судах, он не произвел на меня впечатления меркантильного человека. Он довольно подробно рассказывал о детях, об их учебе, играх. В конце концов, нельзя эксплуатировать любовь приемных родителей к детям. Они выполняют полезную работу, и если делают ее достойно, то почему не имеют права ожидать соответствующей оплаты?..
Судя по сообщениям на форуме, еще год назад никаких мыслей о возврате детей у приемных родителей не возникало.
«Мы вот с семью приемными детьми живем в Москве уже 3 месяца без всяких пособий. И все хорошо, не пропали, даже мысли ни одной не возникло никого вернуть… Наоборот мы закалились и поняли, что мы настоящая семья и уже забыли, что мы приемная семья», — пишет в феврале 2016 года все тот же пользователь mamanatta…
Кроме того, она подробно объясняет, в связи с чем состоялся переезд семьи в столицу: «Вот только вчера узнала, что наш семейный отоларинголог — прекрасный врач, у которого мы все наблюдались 6 лет, — тоже уехал в Москву… За последние 3 года из Калининграда в Москву уехали 4 прекрасных врача».
Глава Департамента социальной защиты Владимир Петросян называет эту ситуацию «бизнесом на детях». Владимир Аршакович советует приемным родителям воевать не с московскими властями, а с региональными: «В регионах достаточно средств, чтобы создавать подобающие условия. Нужно только уметь их распределять, в том числе на социалку, как это делается в Москве».