Моя подруга, мама девятиклассницы, уже неделю находится на грани нервного срыва. У ее дочери, ученицы престижной школы, в четверти по алгебре выходит «тройка». А на родительском собрании было заявлено, что троечникам в 10-й класс дороги нет. И впрямь: зачем учебному заведению дети, которые, предположительно, плохо сдадут ЕГЭ и испортят рейтинг школы? И теперь моя подруга судорожно размышляет, как быть: занимать деньги, чтобы договориться с директором, переводиться в слабую школу или отдать девочку — о ужас! — в ПТУ? Пусть оно теперь и с красивым названием «колледж».
По всей стране родители бьют тревогу: во многих школах девятиклассников стращают, что троечникам (читай: ленивым болванам) в старших классах не место. В результате родители учеников, которым светит хоть одна «тройка» в аттестате, уже сейчас пытаются всеми правдами и неправдами договориться с администрацией о месте для своего чада в старших классах.
Хорошо, если в учебном заведении планируется хотя бы один общеобразовательный 10-й класс, куда берут без тестов и экзаменов. Иначе дело совсем труба: по закону школа обязана взять без конкурса всех желающих лишь в обычные 10-е классы, и то при наличии в них свободных мест. В столице ситуация со старшими классами пока не аховая: выгонят из сильной школы — можно перейти в слабую. Но в том же Подмосковье, особенно в сельских школах, и переходить-то некуда. А подходящее по профилю ПТУ, куда так стремятся согнать старшеклассников, может оказаться далеко от дома — бывает, что и вообще на другом конце области. Аналогичная ситуация сейчас во многих регионах страны.
В 30-х годах XX века в университеты поступали около 15% выпускников школ, в 70–80-х — 25–30%, сейчас во многих странах высшее образование получает уже 70–80% населения, и этот показатель продолжает расти. Тем не менее Минтруд уже не раз рапортовал о том, что российские вузы выпускают огромное число ненужных специалистов, которые сидят без работы. Тем временем специалисты со средним профессиональным образованием по востребованным направлениям легко находят работу. Однако все умалчивают о том, что средний уровень дохода у работников с высшим образованием в Москве и других крупных городах на 30 процентов выше, чем у работников со средним специальным образованием. Да и в большинстве вакансий, даже там, где это не очень нужно, по-прежнему требуют вузовскую корочку.
Но главная проблема в том, что в головах людей престиж высшего образования по сравнению со средним специальным не только не падает, а, наоборот, постоянно растет. В советское время в ПТУ училось огромное количество людей, тем не менее слово «пэтэушник» всегда ассоциировалось с чем-то почти ругательным. Кто идет в ПТУ? Тот, кому в институте не место, двоечник, неудачник и т.д. В наше время на смену ПТУ пришли заведения среднего профессионального образования, красиво именующиеся колледжами и техникумами. Но переименование не сильно поменяло отношение к ним общества. Большинство родителей по-прежнему мечтают всеми правдами и неправдами дать своим детям высшее образование. Ведь без него новоиспеченная «элита нашего общества» не будет считать человека уважаемым и успешным. Поэтому как минимум для трети учащихся учреждения среднего профессионального образования становятся просто трамплином в вуз в обход ЕГЭ.
Власти уже не первый год транслируют народу мысль, что высшее образование не должно быть всеобщим, количество мест в вузах будет сокращаться. В ответ на этот сигнал родители еще больше напрягаются на предмет того, чтобы их дети не остались за бортом высшего образования. И с каждым годом истерия будет только расти, так как уже через 6–7 лет количество старшеклассников резко увеличится. И если сейчас мест в десятых классах не хватает примерно каждому 3–4-му ученику в зависимости от региона, то при сохранении данной политики в скором времени в старшие классы попадут лишь избранные. Но родители будут усердно пропихивать своих детей в стремительно сокращающиеся учебные заведения, пока отношение к специалистам со средним профессиональным образованием не изменится у работодателей и у общества в целом.
Если раньше о поступлении ребенка в институт начинали задумываться за 2–3 года до окончания школы, то сейчас умные родители начинают подготовку в вуз чуть ли не с первого класса. А Министерство образования лишь подливает масла в огонь публикацией рейтингов столичных школ и отчетов о том, какое количество их выпускников поступило в престижные вузы. Другая сторона медали — в том, что отстающие школы всеми силами пытаются пробиться в топ, а для этого нужно гнать из своих стен старшеклассников-троечников, которые портят результаты. Круг замкнулся.
В этом году конкурс в элитные школы столицы при поступлении в пятый класс достиг отметки 15–20 человек на место. Тысячи родителей с первого класса нанимают репетиторов за бешеные деньги, чтобы иметь возможность подать документы в престижное учебное заведение... а потом, скорее всего, не увидеть свою фамилию в списке счастливчиков.
«Похоже, хорошие школы у нас лишь для гениев, блатных и богачей. Остается работать только на репетиторов, иначе высшее образование нам точно не светит, а значит, и нормальная жизнь тоже», — констатировала моя знакомая родительница, дочь которой провалила экзамены в пятый класс одной из топовых московских школ.