Ну да, этого поколения на ТВ практически не было. Диана Шурыгина была. Это, конечно, образец для подражания, герой дня и всего нашего времени. Света из Иванова тоже была. В более лучшие еще времена. ТВ ее использовало как… ну, вы понимаете, и выбросило опять в ее Иваново.
Оказалось, существуют другие люди. Недовольные, нетерпимые, с промытыми Навальным мозгами. И смотрят они не отстойные сериалы на федеральных каналах, а фильм «Он вам не Димон». Им это больше нравится.
И вот зачесались. Нужно-таки дать положительный пример. Что есть, мол, в стороне русской люди, любящие свою страну, да и жизнь вообще, хорошо зарабатывающие и даже нарисовавшие себе образ будущего. Светлого будущего.
Сначала на сцене появилась Юлия Меньшова — «Наедине со всеми». Вернее, с ней наедине и со всей страной оказался 25-летний миллионер Аяз Шабутдинов. А может, миллиардер, кто его знает. Очень хороший мальчик из провинции. Взгляд, прическа, речь — просто супер! Учился здесь, учился в Америке, учился, учился, учился… Еще захотел стать пианистом — стал им. Вот так и считает: нужно только захотеть. А в свободное время его от книжки не оторвать. Вот такой парень! Как он стал миллионером? Без родителей-министров, без чубайсовской приватизации… Да, и фамилия у него не Ротенберг, не Ковальчук и не Тимченко. А вот так и стал — хостелами занимался. И продолжает во благо людям, дает им недорогое жилье, да.
Итак, нашли малого да удалого. Мораль: ребята, не ходите на несанкционированные митинги, а берите лучше пример. И все у вас получится — тоже миллионерами станете.
Не в этой жизни! Когда начиналась бандитская приватизация, Аяз Шабутдинов только родился; когда у нас был дефолт, он пошел в первый класс. Когда Путин пришел к власти, он пошел в третий класс. У Аяза Шабутдинова глаза горят: он хочет заработать еще миллион, еще… Честным путем, конечно. Но что скажет на это система, которая не меняется? Не хочет меняться. Куда упрутся такие замечательные мальчики на миллион? Вот скажут ему, так же, как Михаилу Прохорову, например: «Не суйся в политику!» И он, так же, как тот Прохоров, уедет в Америку как цуцик, купит там какой-нибудь баскетбольный клуб и будет сидеть тише воды ниже травы. Или, что еще хуже, убежит в Лондон, как Евгений Чичваркин (про Березовского не будем). Или в Израиль, как Владимир Гусинский. Да, есть перспективы, есть!
А на следующий день появилась программа «Пусть говорят», где говорил только Андрей Малахов, ну и еще некоторые товарищи. Эти товарищи (тоже из потерянного поколения) не знали, как начинается «Евгений Онегин», а на вопрос, зачем Лермонтов сжег «Преступление и наказание», долго рассуждали на заданную тему. На противоположной стороне студии оказался маленький мальчик из программы «Лучше всех!», который этого «Евгения Онегина» знал живьем, то есть наизусть. Да, показал пример.
Мораль: ребята из потерянного поколения, читайте книжки, великую русскую литературу, и будет вам счастье. Вы тогда поймете смысл жизни и ни за что и никогда не пойдете за г-ном Навальным.
Вопрос с места можно? Если данные студенты начнут еще и просвещаться, они же будут умнее. Они же думать станут, соображать. Они же будут критически смотреть на мир, на страну, на власть, чему и учила всегда наша любимая великая русская литература. И тогда… Да, тогда, боюсь, на Пушкинскую придет не двадцать тысяч, а сто двадцать.
Телевизор оказался в тупике. Как и наша власть. Что делать — они не знают. И так плохо, и так. А по-другому — еще хуже. Куда ни кинь, всюду клин. Куды бедному поколению податься?..
Стойкий оловянный солдатик
Сначала был Киселев. Потом — Соловьев. Потом — Жванецкий. А уж потом — Сванидзе, в час ночи. Что это было? Воскресное политическое вещание на канале «Россия 1». Ни больше ни меньше.
Это такая матрешка на госканале: из Киселева появляется Соловьев, из Соловьева — Жванецкий, из Жванецкого — Сванидзе. Если по-библейски, вообще можно сказать: Киселев родил Соловьева… ну и т.д. Нет, по-библейски не получается, потому как здесь, в этом списке, пророк только один — Жванецкий. Остальные — журналисты. Вот о них и поговорим.
Первым перестал быть журналистом Киселев — стал пропагандистом. Потом Соловьев. Сванидзе… каким он был, таким остался. Да, в начале путинского пришествия немного позволили себе поколебаться вместе с линией партии. Теперь больше не колеблется.
Николай Сванидзе вместе со своей женой Мариной Жуковой сделали фильм, художественно-документальный, — «Умереть вовремя». Реальная история сталинского 37-го года, основанная на судьбе родственников Марины Жуковой. В главных ролях — Николай Сванидзе и Марина Жукова. Вы видели?
Тот, кто пережил сначала Киселева, потом Соловьева, потом Жванецкого, — уже совершил подвиг. Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий зритель доживет до Сванидзе. Тогда я расскажу. Это экспериментальное кино, очень серьезное. Стилистически сложное, многосмысловое и бьющее по больному. Того, кто еще умеет чувствовать. Кто не кинулся, задрав штаны, лизать сапоги товарищу Сталину.
Сванидзе не кинулся. В своей антисталинской, антитоталитарной борьбе он последователен как никто другой. Впрочем, весь госканал «Россия 1» тоже всегда разыгрывал эту разоблачительную карту. Объявил войну тирану и на том стоял, да.
Но теперь… Сто серий его «Исторических хроник» в «России» больше нет — низ-зя. «Штрафбат», шедший на канале, недавно министр культуры Мединский обвинил во лжи — низ-зя. Почти ничего уже нельзя, ибо Сталин стал частью нашей истории. Неотъемлемой и очень важной. И только Сванидзе в ночи, как тот оловянный солдатик, долбит и долбит Усатого.
И здесь я хочу сказать спасибо — за Сванидзе. Он есть на госканале, потому что его прикрывают. Олег Добродеев прикрывает, председатель ВГТРК, Соловьев прикрывает, Киселев… Ну ведь на кучу пропагандистов может же быть хоть один журналист?! Можно сказать, что Соловьев, Киселев и другие товарищи взошли на Голгофу, несут свой крест за Сванидзе. Чтобы хотя бы он оставался в профессии. А все шишки и тумаки получают Киселев с Соловьевым. Правда, получают еще хорошие зарплаты и любовь власти, но это детали. Вот такая героическая у них миссия.
Но мог ли на месте Сванидзе оказаться Киселев или Соловьев? Это вопрос к каждому. Хочешь быть свободным — будь им! Киселев и Соловьев решили подставить власти спину, наступив на горло собственной песне. Сванидзе стал свободным. Только и всего.
Мастер Колыванов
Есть сила инерции, сила привычки, черт бы ее побрал. В пятницу вечером (поздно вечером) на Первом я смотрел американский докфильм «Студия звукозаписи», потому что люблю рок-н-ролл.
И тут же переключал на «Матч ТВ», на баскетбольную Евролигу: «Панатинаикос» — ЦСКА. Потому что люблю баскет и Пенелопу Крус. Для тех, кто не понял: уж очень эта Пенелопа похожа на руководительницу «Матч ТВ».
Но на Первом была реклама, в баскетболе — перерыв, и я случайно, не нарочно, вдруг переключил на четвертую кнопку. И увидел… шедевр. Вы знаете, я не бросаюсь словами, не люблю «восторженности сытой…», и несытой тоже не люблю. Но это действительно был телевизионный шедевр.
Документальный фильм из серии «НТВ-видение». «Русская Америка. Прощание с континентом». Автор и ведущий — Егор Колыванов. Да, это было сделано идеально — и по картинке, и по стилю, и по тексту, и по движению самого Колыванова в кадре.
Вот вам и качество, и правильно, целево вложенные в контент деньги, которые все — на голубом экране, как на голубом глазу. Но никакие деньги не перебьют мастерства.
Итак, запомните: Колыванов — мастер.