«Коллекционеры не любят выносить сор из избы»
Обывателям имя Светланы Путилиной ни о чем не говорит. Непросто найти информацию о ней и в Интернете. А вот в антикварной среде имя искусствоведа было на слуху. До поры до времени дамочка имела безупречную репутацию. Как исследователь публиковала научные труды. Давала консультации российским и иностранным арт-дилерам. А в 2009 году Росохранкультура даже выразила ей благодарность «за большую работу в сохранении культурного наследия России».
Поразительно, но специального образования у Бендера в юбке не было. Однако она могла умело пустить пыль в глаза, ведь кое-какие знания у нее имелись — благодаря им она не выглядела профаном в среде антикваров и могла поддерживать разговор на тему искусства. Любители старины Светлане доверяли — она грамотно втерлась в узкий круг общения коллекционеров. Под честное слово маститые собиратели отдавали ей раритеты ценой в миллионы рублей и советовали в качестве добропорядочного продавца-посредника. Наверно, это все было временной маской Светланы, под которой скрывалась истинное лицо авантюристки. Но обо всем по порядку.
Первой жертвой стал московский коллекционер, вице-президент Союза антикваров. Хозяин магазина на Ленинском проспекте познакомился со Светланой в 2006 году. Она стала почти что правой рукой. Антиквар поначалу верил коллеге как себе. История, которая показала дамочку с другой стороны, началась в сентябре 2007 года. Тогда коллекционер мечтал пополнить свою коллекцию картиной Айвазовского и передал аферистке 4 млн рублей без каких-либо расписок или иных документов. Почему не оформлялись договоры? Все просто: московский антикварный рынок по-прежнему в тени. Как это ни странно звучит, частные коллекционеры торгуют значимыми для России картинами на устных договоренностях, таким образом уходя от налогов.
Затем в сентябре 2008 года антиквар выдал Светлане в конверте еще 4 млн 400 тыс. руб. — на приобретение картины Василия Верещагина и двух картин Александра Маковского. Передавая очередную крупную сумму, любитель живописи, конечно, интересовался, как там обстоит дело с покупкой Айвазовского. Пройдоха вешала лапшу на уши: мол, возникли сложности с экспертизой, надо подождать. И коллекционер искренне верил — как он объяснял следователям, всякий раз причины выглядели очень убедительно.
В декабре 2009 года он надумал продать работу Ивана Шишкина «Преображенское» (холст, масло, 35х5), написанную в 1896 году. Сам он оценил картину в 11 млн рублей. Поделился финансовыми планами со Светланой, а та заверила, что чуть ли не завтра продаст дороже. Не иначе сыграла на жадности. Коллекционер без тени сомнения вручил шедевр русской живописи. Картину аферистка кому-то продала в частную коллекцию. Как водится, без каких-либо документов. А потерпевший своих денег так и не увидел — миллионы Светлана присвоила себе. Вдобавок ко всему дамочка взяла у него взаймы 1,5 млн рублей. Терпение собирателя раритетов лопнуло в августе 2011 года. Скрепя сердце он пошел писать заявление в полицию. «Это поистине редкий случай. Коллекционеры живут в обособленном мире, не любят выносить сор из избы», — поясняет следователь. В настоящее время полотно объявлено в розыск (сам пострадавший умер в 2014 году, наследником выступает сын).
Исповедь обманутого антиквара
В итоге в полиции собралась толпа почтенных коллекционеров. Со скорбным видом они делились злоключениями. Вот о чем поведал один из них. Хозяин небольшой галереи планировал через Светлану продать часть коллекции — всего четыре картины (все написаны с 1897 по 1921 год). В мае 2010 года он передал посреднице полотна Александра Маковского «Женский портрет» (холст, масло, 54,1х44,1) и Рихарда Зоммера «Туркестанский мотив. Пейзаж с мечетью» (холст, масло, 42,5х34,5). В июне — картины Константина Горбатова «Купальщицы» (холст, масло, 37,5x50,5) и Сергея Виноградова «Крыльцо дома» (картон на оргалите, масло, 45x38). Галерист рассчитывал получить за все 7 млн 660 тыс. руб. Она клятвенно заверила, что до августа 2010 года выполнит задание. И в июле по телефону порадовала появлением «на горизонте» влиятельного покупателя, который якобы проявил интерес к работам, а вскоре, по ее словам, купил все полотна. Когда пришел срок расплаты, антиквар деликатно поинтересовался: мол, где деньги, Свет? Дамочка стала водить антиквара за нос. Каждый раз в телефонном разговоре заверяла, что клиент раскошелится чуть позже. Это продолжалось до октября. Тут уже разгневанный коллекционер почуял подвох, призвал к ответу и потребовал вернуть если не деньги, то картины. Светлана на это простодушно воскликнула: «Как же так! Они проданы!». А на резонный вопрос о деньгах сообщила о неких финансовых неурядицах. При этом вертихвостка сочиняла всегда разное: то покупатель перечислил миллионы на расчетный счет в банк и почему-то она не может их получить, то она сама все перечислила в другой банк, однако он тоже проблемный. В общем, дурила галериста с фантазией. Но он не был готов попрощаться с миллионами. Хотя ему очень не хотелось рассказывать о своей беде, антиквар написал заявление в полицию. Это не на шутку напугало Светлану — она предложила встретиться в кафе, где все-таки вернула две работы — художников Горбатова и Виноградова. Судьба оставшихся двух неизвестна.
«Покупатель присматривается к картине Рериха, как к костюму»
До того как криминальная суть дамочки стала всем понятна, другой коллекционер неосмотрительно попросил ее помощи с реставрацией картины Ивана Айвазовского «Берег моря в штиль. Пейзаж с повозкой и лодкой» (холст, масло, 45x64). Владелец этого шедевра, написанного в 1880 году, — некий Иванов. Он с 2009 года выставлял работу в галерее потерпевшего. Светлана провернула хитроумную махинацию — забрала полотно вроде как на реставрацию (почти как в фильме «Старики-разбойники»), а вскоре выдала легенду: мол, одному высокопоставленному клиенту картина пришлась по душе и он готов выложить крупную сумму. Иванов рассказывал во время допроса, что ему было жаль расставаться с работой Айвазовского. Он долго размышлял. Но в конце концов решился на продажу и назвал цену — 18 млн 100 тыс. рублей. Далее Светлана действовала по привычной схеме: уверяла, что продала картину, а хозяина «кормила завтраками» — мол, миллионы вот-вот отдаст, если не сегодня, то завтра точно. «Сегодня» сваливала вину на проблемный банк. А «завтра» придумывала новую сказку. Врала как могла. Во время следственных мероприятий картину Айвазовского нашли при обыске в одной из галерей и вернули радостному владельцу.
Проныра, перед тем как ее раскусили, успела обдурить еще одного антиквара. В коллекции у него была работа Николая Рериха «В монгольской степи» (темпера, уголь, 47,3х79,2), написанная в 1941 году. В 2011 году мужчина решил продать картину. Он внимательно изучил предложения мировых аукционов и определился с ценой — 18 млн рублей, и ни миллионом меньше. Вездесущая Путилина забрала полотно — опять вроде как для продажи. Вскоре она заявила хозяину, что нашла клиента, картина якобы у него в офисе и потенциальный покупатель присматривается к ней, как к костюму, размышляя, подойдет или нет. Затем, со слов аферистки, покупатель уехал за границу и почему-то не заплатил. В другой раз она заявила коллекционеру, что картина на «вертикальном хранении» в банке. Понять, где правда, а где ложь, было невозможно. Только во время следствия выяснилось, что Светлана давно продала полотно. И не за 18 млн рублей, а за 8 млн 624 тысячи — чтобы побыстрее получить на руки вожделенные деньги. Как она это сделала? Элементарно. Авантюристка представилась хозяйкой картины и передала ее на продажу знакомому торговцу раритетами. Кстати, новый владелец Рериха был не в курсе всей этой истории. Потом он поступил порядочно — возвратил картину коллекционеру.
Следствие велось с 2010 года. Путилина то ложилась в больницу, то была чрезвычайно занята для визита к следователю (все это время дамочка находилась под подпиской о невыезде). Было крайне сложно установить реальных хозяев картин, так как великие шедевры, представляющие для России особую культурную ценность, покупались с рук и перепродавались, словно мешки с картошкой.
В отношении фигурантки возбудили два дела: по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), а потом добавили статью 164 УК РФ, ч. 1 («Хищение предметов, имеющих особую ценность»). «Вины своей она так и не признала. Все твердила, что состава преступления в ее действиях не было, и ссылалась на самоуправство», — говорит следователь. Суд приговорил Светлану к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Также она должна будет возместить ущерб наследнику первого коллекционера — 19 млн 900 тыс. рублей. Возмещение материального ущерба остальным жертвам остается под большим вопросом, так как ценности антиквары отдавали под честное слово.