Бунт детей против отцов — знакомая тема. Эти 17-летние используют «голубой экран» как подставку для цветов. Для них телевизор — это краткое сообщение о монголо-татарском иге. Или о царе Горохе. Это вообще отстой.
Для них люди из телевизора (они же люди власти) — старые деды из-за стенки, не более. На них знаменитое путинское обаяние вообще не действует, никак. Наоборот, действуют мемы, «жабы» из Интернета.
Это обычное дело, просто подошел цикл, возрастной. Человеческий, общественный, страна опять сбрасывает кожу. Новые технологии нельзя ни остановить, ни закрыть, даже в Китае. Новые технологии — это то самое новое мышление (с ударением на буквы «ы»), о котором говорил Горбачев 30 лет назад.
Зомбоящик на них не действует абсолютно. Зато действует Алексей Навальный. Что им нужно? Образ действия, модель развития, вертикальный лифт? Или просто движуха.
После заморозков страна течет и превращается в оттепель — ничего нового. В августе 91-го это было в последний раз, мы отлично помним. А эти, 17-летние, и не родились еще. Они всю жизнь прожили при Путине, их жизнь — это Путин.
Это было бы замечательно, если б не было так грустно. Грустно от того, что Россия по сути за столетия не изменилась. Грустно, потому что легальный способ передачи власти так и не создан. Как не созданы и реальные институты власти, те самые сдержки-противовесы. Ну да, зачем нам эти западные циничные игрушки, у советских собственная гордость. Грустно, что просто уйти от власти для многих кремлевских небожителей нереально. И они будут драться: за себя, за свое положение, за свой статус, за свою коррупцию, за то, чтобы не оказаться «на гильотине». А если проиграют, то похоронят вместе с собой и всю страну.
Когда это началось в демократической России? 1996 год, президентские выборы. Если бы победил Зюганов (а он на самом деле победил!), то, возможно, мы бы создали новую традицию, и передача шапки Мономаха и царского жезла превратилась бы в обычную передачу эстафетной палочки — простенько, но со вкусом. Но тогдашним олигархам и медиократии было что терять. Поэтому они поставили на Ельцина. Только на Ельцина.
Зато теперь нынешних от известной коррупции за уши не оттащишь. Они прекрасно поураганили и в 90-е, и в нулевые, ураганят и сейчас. В России коррупция всегда была национальной идеей, сегодняшнее время не исключение. Без коррупции как смазывающего, связывающего материала разваливается страна, и никакой Ли Куан Ю со своим Сингапуром нам здесь не указ.
Проблема заключается в том, что Сурков скорее всего прав: у нас возможна только суверенная демократия. Такая разномастная, разнорелигиозная страна с известными автономными анклавами не может управляться по западноевропейским или американским лекалам. Еще немного, и я вместе с главой Крыма Аксеновым и с персонажами фильма «Иван Васильевич меняет профессию» закричу: «Царя! Царя!», поэтому вовремя замолкаю.
В этом смысле для России стремление — всё, цель — ничто. Ибо, достигнув западных свобод, Россия распадается. Тогда нам просто надо будет отпустить национальные республики в свободное плавание (при первом же шухере они нам сразу помашут ручкой, как при распаде СССР) и строить уже цивилизованную страну всего лишь на сильно обрезанной Европейской части РФ.
Поезд под названием «Россия» опять приближается к своему тупику. У совсем молодых стилистические разногласия с этой «советской властью». Люди в возрасте будут ждать приказа от новых (старых?) победителей. Власть за свои дворцы костьми ляжет. Проклятые вопросы: кто виноват и что делать? Жить. Пока.
Читайте материалы: "Школьник, задержанный на акции Навального: "Желтую уточку прицепил на рюкзак"