Сами музыканты открыто признаются, что прошедшей зимой, в холода, им приходилось репетировать практически на улице. При температуре +10. Руки мерзли, инструменты портились. Этой же зимой при такой же низкой температуре, словно в блокадном Ленинграде, они отработали два концерта в зале Симферопольского училища.
Артисты не хотели устраивать публичный скандал, но ситуация вышла из-под контроля, вместо того, чтобы изменить положение к лучшему, одних правдолюбов теперь пытаются уволить, против других возбуждено уголовное дело.
Сотрудники Крымской государственной филармонии написали открытое письмо Владимиру Путину и в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой разобраться в конфликте.
Из артистов в уголовники
«Меня уже два раза вызывали на допрос, это такой кошмар и бред, что вы и представить себе не можете, где я, а где следствие, уголовное дело, тюрьма и так далее... Упаси господи!» — не может прийти в себя Владимир Николенко, бывший художественный руководитель Крымской государственной филармонии, худрук камерного хора «Таврический благовест», заслуженный деятель искусств Республики Крым, лауреат Государственной премии Республики Крым, председатель Крымского филиала Всероссийского хорового общества, за вклад в развитие православной культуры награжден двумя православными орденами и прочее, прочее. 25 лет в искусстве.
Ныне музыкант со всеми своими регалиями — почти уголовник. Против Владимира Николенко возбудили дело за мошенничество в особо крупных размерах, статья 159 ч. 3 УК РФ. Его обвиняют в том, что он выдумал концерты, которые состоялись только на бумаге ради премий. Николенко же считает, что это месть руководства, потому что он первым попытался сказать правду о том, что сейчас творится в Крымской филармонии.
«Все началось с моего открытого письма главе Крыма Сергею Аксенову, в нем я пытался привлечь внимание руководства к проблемам культуры Крыма и, в частности, нашей филармонии. Мы же вошли в состав России, хотелось верить, что получим второе дыхание в творчестве, что с каждым днем все будет лучше и лучше. Но происходит что-то непонятное, мы катимся ко дну. В ответ на мои откровения против меня тут же начались репрессии. А так как других путей эти люди, видимо, не знают, живут по понятиям, то, видимо, они хотят отправить меня за решетку», — продолжает Владимир Михайлович.
В конце 2014 года в Крымской государственной филармонии произошла ротация. Пост генерального директора неожиданно заняла Олеся Владимировна Костенко. Широкой общественности она известна по скандальному клипу в Интернете, который посмотрели несколько миллионов пользователей по всему миру. Даже по федеральным телевизионным каналам вышли сюжеты о нем. «Мама Лэся, давай!» — в кадре госпожа Костенко со своими подругами, ныне высокими чиновницами крымского минкульта, в весьма пикантных платьицах, из тех, что продаются в секс-шопах, за рулем «Гелендвагена» зажигают под популярную кабацкую мелодию «Мама Люба». «Главная звезда — директор ГАУК «Крымская государственная филармония» Олеся Костенко, она также совмещает должность в Ялтинском концертном зале «Юбилейный», — охотно поясняли блогеры, выложившие это видео в ютубе. «Мужчины делают «пиф-паф», — распевали красотки.
Певиц-чиновниц тут же окрестили «знатным герлз-бендом», они снискали яркую, но недолгую и неоднозначную славу. Шум вышел на всю Россию. Как такие дамы и с подобным репертуаром могут работать в министерстве культуры? Глава регионального минкульта Арина Новосельская оправдалась тем, что клипу уже пять лет, что все это быльем поросло и говорить здесь не о чем, увольнять директора филармонии за «грехи молодости» она не собирается. «Самые счастливые времена, снято для любимых мужчин», — на своей странице Олеся Костенко написала, что это было ее личное хоум-видео и оно предназначалось только мужу. Но кто-то украл и выложил.
Очевидно, у главы нынешней филармонии действительно много врагов помимо артистов. Иначе кому бы понадобилось раскапывать ее прошлое. Супруг 42-летней Олеси Владимировны, для которого она пела в клипе, был мэром крымского городка Симеиз. Четыре года назад Кирилла Костенко расстреляли из автомата в том самом «гелеке», где снимался скандальный клип.
Кирилл Костенко был неоднозначным чиновником. В августе 2011 года его, к примеру, арестовали за получение взятки в размере 400 тысяч гривен. Некоторые СМИ утверждали, что это заказ недоброжелателей, другие указывали на возможные коррупционные схемы перераспределения дорогой земли в курортном поселке. В те годы вокруг Симеиза разгорелись сразу несколько громких скандалов, в которых фигурировало имя Кирилла Костенко. Как говорят, с согласия мэра у детского санатория для туберкулезников отобрали землю с выходом к морю. И еще непонятным образом ушли на сторону два государственных корпуса туберкулезного санатория для взрослых.
В любом случае мэр был жестоко убит, а его вдова устроилась на работу. Злые языки судачили, что протекцию стать директором филармонии Олесе Костенко составила Елена Аксенова, супруга нынешнего главы Крыма.
Творчество ниже нуля
«Я бы ничего не имел против ее назначения, в конце концов Олесе Владимировне нужно кормить детей, а их у нее, кстати, пятеро, но после ее прихода к нам начались чистки», — добавляет Владимир Николенко. В его машине играет Бах, я спрашиваю про «Маму Любу», но он в ужасе машет руками, дескать, только не об этом, а что — хорошая, между прочим, песня...
«Ваш Бах никому не интересен», — такую цитату Олеси Костенко приводит на своей странице в социальной сети бывший дирижер филармонии Александр Юц, ныне он тоже уволен.
«Первым из наших был изгнан дирижер Камерного оркестра филармонии, блестящий музыкант, золотой медалист Московской консерватории Александр Юц, с ним не стали продлевать трудовой договор, он сейчас уехал работать в Австрию, прекрасно себя чувствует, но для Крыма это огромная потеря, — объясняет Владимир Николенко. — Как-то Александра Юца даже пригласили играть во время личной встречи Путина и Берлускони, так что вы понимаете, какой это уровень исполнения, затем была освобождена от должности ведущая солистка, народная артистка Украины Елена Басаргина, распущен существовавший даже при Украине ансамбль русских народных инструментов «Калинка»...
Музыканты не сдались и провели тщательное расследование, выясняя, есть ли у нового директора филармонии профильное образование и необходимый стаж? «Дело в том, что при приеме на работу директор предоставила диплом факультета управления Таврического национального университета, который якобы закончила в 2006 году. Искали хоть какие-то документы, подтверждающие то, что Олеся Владимировна действительно там училась, но ее не помнит ни один из преподавателей, она не посещала библиотеку и нет ее рефератов, нашли в соцсетях и опросили 29 из 31 человека с курса, где она должна была числиться, но ни один ее не вспомнил!» — сотрудники филармонии выразили сомнение, что их нынешний руководитель действительно обладает необходимой квалификацией и подготовкой для того, чтобы ими руководить.
«Работать стали больше, концертов больше, а доходы упали», — переживают они. Несколько человек даже уволились по этой причине, потому что на 12–15 тысяч рублей в Ялте не проживешь, это очень дорогой город. «Некоторые приближенные к администрации филармонии получают по 200 процентов надбавок к окладу, а у артистов в месяц премии не больше трех тысяч рублей за все концерты, это стандартная премия, да и ее в последний месяц сняли тем, кто имеет свое мнение о происходящем», — возмущаются люди.
При этом, по официальным отчетам филармонии, за последний год доходы выросли в три раза. Это открытые данные из Интернета. В 2015 году Крымская филармония заработала порядка 11 миллионов рублей, в 2016‑м — около 30 миллионов. Большей частью сдавая в аренду для заезжих знаменитостей концертные залы. Вот только куда идут эти деньги потом?
Условия, в которых вынуждены работать артисты, по их словам, ужасные. В принципе жалобы можно писать в отношении всего, делятся они. Сшили костюмы за бешеные деньги — а качество оставляет желать лучшего; но после звонка из вышестоящих инстанций главный дирижер, который не хотел их принимать, махнул рукой: что хотите, то и делайте. «Еще у филармонии есть автобус, в котором мы однажды очень жарким летом поехали на концерт. Путь был неблизким, кондиционер не работал, но на это никто и внимания не обращал, хотя актеры были в полуобморочном состоянии; только после того, как была написана жалоба от самих артистов, а не от администратора, инспектора по охране труда или дирижера, кондишн починили», — вспоминают музыканты.
Летом — жарко, зимой — холодно. Репетиционной базы у Крымской филармонии по-прежнему нет, в морозы на открытой неотапливаемой сцене концертного зала «Юбилейный» был раскинут шатер — наподобие тех торговых палаток, что летом ставят в парках и открывают кафешки. Там и репетировал Государственный академический симфонический оркестр Крымской филармонии.
«Одним музыкантам, кто сидел далеко от тепловых пушек, было безумно холодно, другим, наоборот, невыносимо душно, пушки сушили воздух, один раз загорелся провод и чуть не начался пожар; случись беда — мы бы даже выбежать из этого шатра не успели бы», — жалуются артисты. Они рассказывают о том, что при таких сложных климатических условиях быстро рассыхаются инструменты, а у их собственных рук — тоже своего рода инструмент — не успевают разогреться мышцы, что очень опасно для инструменталистов.
Музыканты уходят и не только потому, что их никто не удерживает рублем, главное — из-за отношения: «Нас никто и не пытается удержать, и это очень обидно».
Притом что артисты возмущены, далеко не все готовы говорить об этом открыто — боятся последствий. Мало ли... Уволят, выгонят, куда им идти — особенно тем, кто перед пенсией? В рестораны на разогрев праздной курортной публики? Публичный скандал разгорелся, когда фотографии жуткого состояния Ялтинской филармонии и репетиционного шатра, не испугавшись, выложил в Интернет солист Олег Ромашин.
Один в поле
Я спрашиваю у Олега, зачем же он это сделал, неужели не видно, как пострадал за свои откровения тот же Владимир Николенко. Олег пожимает плечами: «Я просто не мог наблюдать за всем этим и молчать». Может быть, дело в том, что Олег в Крыму человек новый. Он приехал сюда с Донбасса, когда там началась война. Видел кое-что и похуже. Очень открытый, принципиальный, закончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов. «Надеюсь, что не пропаду», — Олег говорит, что готов отвечать за свои слова. Что необходимо провести настоящую проверку того, что творится у них в филармонии, а не преследовать недовольных и не делать их крайними.
«Пока никто из начальства не видит, коллеги жмут руку: молодец, что не стал молчать в тряпочку, — а потом тихо отводят глаза. Впрочем, их можно понять… кому-то до пенсии не так много осталось, досидеть бы тихонечко, зачем портить отношения с руководством? — говорит Олег Ромашин. — Но ведь так же нельзя! Кто-то должен донести правду! Культура в Крыму гибнет!»
«Уважаемый Сергей Валерьевич, — прямо обращался Владимир Николенко к главе Крыма. — На сегодняшний день ситуация в Крымской государственной филармонии доведена до точки кипения. Самоуправство, непрофессионализм, безнаказанность довели учреждение культуры до состояния кризиса, деградации и раскола».
В конце прошлого года, уже после того, как о письме стало известно, Владимира Николенко убрали с поста художественного руководителя филармонии, заявив, что эта должность вообще лишняя и ее больше не будет. Как организация культуры, будь то любой театр, ансамбль, филармония, может работать без худрука? Ведь эта обязанность в творческом коллективе подчас важнее, чем директорская.
Уголовное же дело против Николенко возбудили за то, что якобы те концерты, которые он провел, на самом деле не состоялись. Худрук их просто выдумал. «Мы пели в храмах, я принес письма от священников, где нас благодарили за проведенный вечер, я принес следователю корешки от квитанций, там черным по белому написано, сколько и что стоило, но следователь даже смотреть на них не хочет, ему это скучно, чувствуется, что у него уже есть твердая установка меня привлечь — все, больше его ничего не интересует», — рассказывает Владимир Николенко.
Любому было бы неприятно — после четверти века безукоризненной карьеры вдруг оказаться за решеткой.
За три года на полуострове вспыхнуло несколько крупных конфликтов, так или иначе связанных с культурой и неоднозначными кадровыми перестановками в этом ведомстве. Скандал вокруг музея-заповедника «Херсонес», скандал вокруг назначения нового руководства в симферопольском музыкальном училище, скандал по поводу увольнения руководителя Централизованной библиотечной системы для взрослых, разборки с музеем-заповедником «Судакская крепость», директор которого оказалась под следствием за превышение должностных полномочий и присвоение чужого имущества.
Это только то, что лежит на поверхности, о чем писали крымские СМИ и сразу выпадает в новостях в Интернете.
Так что «Мама Лэся» не самый громкий из скандалов. Просто наиболее показательный: как просто превратить высокое искусство в базарную склоку. Можно, конечно, и дальше делать вид, что с культурой в Крыму ничего не происходит (а те, кто считает иначе, — враги и интервенты; мол, это артисты с их тонкой душевной организацией преувеличивают опасность), и отчитываться затем перед Москвой, что все в порядке, тем более у нас так принято: спускать сверху жалобы на разбирательство тем, на кого жалуются, — но рано или поздно все станет на свои места.
Уже сейчас украинские СМИ с удовольствием перепечатывают новости из Ялтинской филармонии и ее фотографии. Им даже не нужно придумывать фейки — правда как на ладони, и она гораздо позорнее. Музыканты надеются только на то, что их крик о помощи наконец услышат в Москве, приедут в Крым и во всем разберутся.
ИНОЕ МНЕНИЕ:
Олеся Костенко, генеральный директор Крымской государственной филармонии: «Не буду скрывать, проблемы у нас есть, я в курсе происходящего, но считаю, что причина этого в личном неприязненном отношении ко мне бывшего художественного руководителя филармонии, ныне художественного руководителя камерного хора «Таврический благовест» Владимира Николенко.
Упразднить должность художественного руководителя филармонии было коллегиальное решение, а не мое личное, думаю, что мы поступили правильно.
Про уголовное дело в отношении Николенко ничего сказать не могу, оно не в моей компетенции. Этим занимаются правоохранительные органы. Сам Николенко с января этого года не перестает обращаться в различные инстанции с жалобами. Нашу работу постоянно проверяют. Но я считаю, что коллектив меня поддерживает, потому что все уже устали от этой войны.
Что касается ужасающего состояния здания филармонии, это действительно так, но тут я уже ничего поделать не могу. Мы имеем дело с наследием еще украинских времен, это памятник культуры, он имеет республиканское значение, сами по себе мы его реконструировать не можем, средства на это выделены республиканскому комитету по охране памятников, по определенной программе. Думаю, что в ближайшем будущем решение о ремонте будет принято».
Ялта — Москва.
Читайте материал "Исповедь защитника Крыма: как "нормальная девчонка" Поклонская сделала его уголовником"