Бургомистр Берлина: «Для меня очень важны партнерские взаимоотношения с Москвой»

Михаэль Мюллер – о берлинском характере, иммигрантах и Олимпиаде

В Москву с визитом прибыл правящий бургомистр Берлина Михаэль МЮЛЛЕР. Из-за забастовки в берлинских аэропортах германский гость вынужден был ехать в Белокаменную через Дрезден. В преддверии своего приезда в российскую столицу господин Мюллер дал «МК» эксклюзивное интервью.

Михаэль Мюллер – о берлинском характере, иммигрантах и Олимпиаде

— Господин Мюллер, в качестве правящего бургомистра вы «заведуете» огромным хозяйством. Что представляет собой сегодня Берлин?

— После долгих лет, на протяжении которых отмечался рост безработицы, а в экономике практически не было импульсов к развитию, Берлин на сегодняшний день представляет собой конкурентоспособную площадку для современных технологий, в особенности стартапов. Кроме того, можно выделить бизнес в сфере здравоохранения, а также, конечно, научно-исследовательскую деятельность. Берлинские высшие учебные заведения привлекают молодежь со всех уголков мира, а стремительные темпы развития туризма в Берлине также играют важную роль в экономике, создавая новые рабочие места. Именно благодаря этому на протяжении последних нескольких лет наблюдается значительное уменьшение количества безработных среди жителей нашего города. Нельзя не отметить тот факт, что ежегодно в Берлин приезжают около 40 000 человек, которые находят здесь работу и которых привлекают условия жизни в нашем городе.

— Берлин — город многонациональный и многоконфессиональный. С одной стороны, это великолепно, поскольку делает жизнь более яркой. С другой — создает немало проблем. С какими проблемами в этой связи чаще всего приходится сталкиваться городу?

— В Берлине проживают представители более чем 180 наций. Просто поразительно, как хорошо они все уживаются между собой. Но даже в такой толерантной и открытой миру столице возникают проблемы, как, впрочем, это бывает и среди обычных людей. В Берлине также живут люди с чувством неприязни к «чужим» и страхом перед ними. Проводимая нами политика отличается тем, что мы не допускаем возникновения конфликтов на почве ненависти с применением насилия. Мы не терпим, когда людей оскорбляют из-за цвета кожи, происхождения, вероисповедания или гендерной принадлежности, тем более когда на них нападают. Но мы со всей серьезностью воспринимаем озабоченность и страх, однако твердо верим в возможность совместного нахождения решения проблем.

— Германия в последние годы столкнулась с мощным наплывом беженцев и мигрантов. Наверняка в этом контексте Берлин тоже столкнулся с рядом вызовов. Как с ними справляется германская столица?

— Да, это так. В 2015-м, а также в начале 2016 года в Берлин прибыло большое количество беженцев. Это было совсем не легко, ведь мы не ожидали такого развития событий. Размещение и все виды обслуживания беженцев, оказание помощи им — все это необходимо было сначала организовать. В настоящий момент мы справляемся с ситуацией и осуществили необходимые приготовления на тот случай, если количество беженцев снова будет расти. Мы всегда занимали и продолжаем занимать четкую позицию, которая заключается в том, что мы хотим и будем помогать людям, попавшим в подобное бедственное положение.

— Ужасный теракт на рождественской ярмарке в Берлине вызвал потрясение не только среди немцев, но и во всем мире, в том числе и в России. Какие уроки были извлечены из этой трагедии берлинскими властями?

— Впервые в Германии мы непосредственно столкнулись с террористической атакой исламистов. Многие люди никогда не смогут забыть это шокирующие событие. Я выражаю свое глубокое сочувствие всем, кого коснулось это ужасное событие. В данный момент компетентные органы, и прежде всего в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия и на уровне федерации, проводят расследование, проверяя, не было ли совершено ошибок при наблюдении за Амри и другими потенциальными террористами. Для совершенствования системы безопасности в Берлине мы ввели пакет мер по обеспечению безопасности и предупреждению преступлений. И тем не менее нужно четко понимать, что свободное общество всегда будет иметь слабые места, которыми могут воспользоваться террористы, и стопроцентную защиту гарантировать просто невозможно.

— Берлин — город особый. На протяжении нескольких послевоенных десятилетий он был разделен на Восточный и Западный. Спустя четверть века после объединения Германии, удалось ли слить две половинки Берлина воедино? Или западная и восточная его части по-прежнему сохраняют свою специфику? Сказалось ли разделение в прошлом Берлина на его архитектурном облике?

— Берлин снова сросся воедино. В местах разделения города многое изменилось. Приезжая в Берлин, туристам приходится хорошенько потрудиться, чтобы найти остатки Берлинской стены и другие признаки раздела города. Но, конечно же, все еще есть вещи, над которыми следует поработать. Автодороги и линии общественного транспорта были разделены. Так, например, большие магистрали вели из Восточного Берлина в самый центр города и там внезапно обрывались. Нельзя было нормально проехать через город, не заезжая в центр. В западной части Берлина дорожное движение было не так сильно сфокусировано на центре города. Так что у нас проложены еще не все маршруты, создана не вся дорожная сеть. Так, необходимо проложить новые трамвайные пути. Восточный и Западный Берлин, не говоря уже о каждом квартале города, имеет свой особенный характер. Сильные ментальные отличия по-прежнему остались среди людей старшего поколения. Но необходимо сказать, что после объединения Германии население Берлина сильно увеличилось, а количество коренных берлинцев в городе уже не дотягивает и до половины. Понятие «исконно берлинское» понемногу исчезает. А вот различия в архитектуре до сих пор четко видны. Некоторые строения уже даже стали памятниками архитектуры, и мы сохраним их надолго.

— У Берлина много символов — геральдический медведь, человечек со светофора, Бранденбургские ворота, телебашня. А для вас лично что символизирует этот город?

— Для меня — Бранденбургские ворота. Это самый известный символ Берлина и национальный символ страны. С воротами связано много значимых исторических событий XIX и XX веков, как положительных, так и отрицательных. В качестве видимого символа разделения Германии они несут на себе трагический отпечаток истории. Этот символ известен во всем мире. 9 ноября 1989 года Бранденбургские ворота показывали по всем телеканалам всех стран мира, когда ГДР прекратила свое существование и, объединившись, Германия начала строить новое будущее. Какой другой символ может затмить их?

— Марлен Дитрих пела когда-то про берлинский воздух, что он по-прежнему прекрасен. А что для вас значит воздух Берлина?

— Прежде всего то, что было важно еще в моем детстве, которое я провел в Западном Берлине. Это дух свободы.

— Настоящий берлинец — какой он?

— Посмотрите на меня. Жители Берлина отличаются особым оптимизмом, иногда они резки в суждениях, но тем не менее они отличаются дружелюбием, терпимостью и готовностью помочь. В этом городе каждый может быть счастлив по-своему — и никто ему в этом не мешает. Мне бы очень хотелось, чтобы характерные черты берлинцев не исчезли.

— Берлин — один из самых населенных в Европе городов. Как решаются транспортные проблемы города? Как ведется борьба с пробками на дорогах? Как развивается велосипедный транспорт столицы?

— Особой задачей в сфере политики мобильности является сохранение существующей инфраструктуры. Проблемы на дорогах возникают также из-за разбитого покрытия дорог и неисправных туннелей метро. В эту сферу мы вкладываем большие средства. И новая коалиция имеет твердое намерение — при новом планировании дорожной структуры основную роль отвести общественному транспорту, велосипедистам и пешеходам. При этом мы учитываем все виды транспорта. Тем не менее автотранспорт и в будущем будет играть важную роль. Тема электромобильности также имеет немаловажное значение.

— Одной из причин ухода в отставку с поста правящего бургомистра Клауса Воверайта стал дорогостоящий «долгострой» международного аэропорта Берлин—Бранденбург имени Вилли Брандта. Есть ли ясность: когда наконец будет открыт этот аэропорт?

— Я уверен, что благодаря недавним назначениям на ведущие должности мы сможем достичь успешного завершения проекта. Господин Энгельберт Лютке Дальдруп, новый исполнительный директор, представит этим летом новый план работ, в котором будут указаны конкретные сроки вплоть до завершения всех работ.

— Германия — процветающая страна. Но это не избавляет Берлин от многих проблем (в том числе огромных долгов). А какие из этих проблем являются самыми насущными?

— Долг Берлина составляет приблизительно 59 млрд евро. Вот уже несколько лет наблюдается положительная тенденция экономического роста. В городскую казну поступает все больше налогов. Городу удалось так организовать бюджет, что, с одной стороны, удается оплачивать долги, а с другой — делать инвестиции. И это результат разумной экономической политики последних 15 лет, которой я горжусь. Острая необходимость дополнительного финансирования наблюдается в сфере городской инфраструктуры, например в строительстве и ремонте школ, дорог и новых квартир.

— Известно, что вы, господин Мюллер, являетесь сторонником строительства дешевого доступного жилья. Расскажите об этом.

— Каждый человек имеет право на жилье. В Берлине становится все тяжелее и тяжелее найти квартиру, аренду которой может оплатить среднестатистический житель. Поэтому до 2025 года планируется увеличить фонд коммунального жилья в Берлине как минимум до 400 000 жилых единиц. Еще во время текущего избирательного срока мы хотим купить и построить дополнительно 55 000 коммунальных квартир. Это значит, что ежегодно необходимо строить не менее 6000 новых квартир.

— У нас продолжается снос старых пятиэтажных домов-хрущевок. В Берлине тоже имеется старое типовое жилье, в том числе построенное во времена ГДР. Что делают с этими домами — сносят их или реконструируют?

— Несколько лет назад было продано много муниципальных квартир, поэтому многие здания больше не находятся в коммунальной собственности. Мы стараемся везде, где мы можем оказать наше влияние, предотвратить реконструкцию жилья с целью создания недвижимости класса люкс. Реконструкция жилого фонда, который находится в коммунальной собственности, часто проводится в первую очередь с целью обеспечения энергоэффективности так, чтобы не поднимать резко арендную плату за жилье и чтобы квартиросъемщики были в состоянии ее платить. В такой категории жилья мы сильно ограничили возможность повышения арендной платы. Что касается свободного рынка жилья, то мы действовали в соответствии с законодательством и будем продолжать регулировать рынок с целью защиты квартиросъемщиков.

— В прошлом году жителям Берлина под страхом огромного штрафа запретили сдавать жилье туристам через известный интернет-сервис. С чем это связано? И не скажется ли это негативно на притоке туристов в ваш город?

— Сдача жилья в аренду туристам сделала недоступными большое количество жилых единиц для среднестатистического, нормально зарабатывающего жителя Берлина. Так как в Берлине достаточно возможностей для пребывания туристов, а на рынке жилья ощущалась резкая нехватка жилья, мы просто были вынуждены предпринять данный шаг, чтобы защитить интересы своих граждан. Количество туристов продолжает расти, и данный факт подтверждает, что мы все сделали правильно.

— Берлин принимал в 1936 году летнюю Олимпиаду — и это было весьма мрачное время германской истории. В последние годы в СМИ встречались сведения о том, что Берлин может побороться за право провести Олимпиаду в 2024 или 2028 гг. Что вы думаете на этот счет? Нужна ли Берлину Олимпиада и нужен ли Берлин Олимпиаде?

— Сегодня Берлин является свободным, демократическим и открытым городом. Олимпийские игры несут дух братства народов и свободы. Все эти понятия очень хорошо сочетаются, поэтому я считаю, что Берлин как никакой другой город подходит для проведения Олимпийских игр.

— С 1991 года столицы России и Германии являются городами-побратимами. Как развивается сотрудничество по этой линии?

— Для меня очень важны партнерские взаимоотношения с Москвой. В последнее время наши контакты сошли с первого плана, поэтому я особенно рад был приглашению мэра Москвы. Совместно мы проработаем новые возможности обмена опытом и сотрудничества наших двух городов. Я уверен, что наши столицы имеют сходные проблемы и у нас есть чему друг у друга поучиться.

— Есть ли у Москвы опыт, который мог бы оказаться полезным для Берлина?

— На эти вопросы я хотел бы дать подробный ответ, когда буду в Москве. С коллегами из других стран мы обсуждаем эти вопросы на местах. При этом всегда возникают очень интересные и творческие идеи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27345 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Секрет воздуха Берлина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру