О пользе свиней и важности репейников
— Наталья, вы, наверное, с детства мечтали стать детективом?
— Нет, что вы! Видела себя только врачом-хирургом. Сразу после школы поступала в медицинский институт, но не прошла по конкурсу. Но я же упертая. Пошла в медицинский техникум. Потом устроилась на работу в хирургическое отделение больницы города Жуковский.
СПРАВКА "МК"
Наталья Горячева. В следственных органах с 1995 года. Подполковник юстиции. Следователь-криминалист ГСУ СК России по Московской области. Окончила Московский пограничный институт ФСБ России. Замужем. Воспитывает сына и дочь.
— А как попали в следствие?
— Это вообще отдельная история! Старшей медсестрой в больнице была моя подружка, а ее муж работал заместителем прокурора города. Естественно, все праздники мы отмечали вместе. У супруга приятельницы для застолья всегда было припасено несколько увлекательных случаев из жизни следователей. Сказать, что мне было любопытно, — значит ничего не сказать. Он меня завораживал своими рассказами. Потихоньку я стала задумываться: «А что я делаю в медицине, если есть такая интересная работа!» В итоге поступила на юридический факультет одного из вузов. Уже на втором курсе юрфака я работала прокурором-криминалистом. И вот представьте: иду на работу и чувствую: это мое! Ноги сами несут! И сейчас, хотя прошло много лет, ничего не поменялось. Родители были категорически против. Мама протестовала — чуть ли не до слез. Она у меня творческая личность, член Союза писателей России. Никак не могла привыкнуть к мысли, что ее дочь будет бандитов ловить и с трупами возиться.
— Зато теперь вы можете создать с мамой творческий союз и выпустить пару-тройку детективных бестселлеров!
— А что, очень интересное предложение. Поговорю с ней на эту тему!
— Чем отличается обычный следователь от своего коллеги — следователя-криминалиста?
— Главная задача следователя-криминалиста — обнаружить, зафиксировать и правильно изъять следы оставленные преступником или потерпевшим на месте происшествия. Это может быть место убийства, изнасилования, да вообще любого другого преступления. А еще важно научить следователя. Сделать так, чтобы он понял: обыкновенный репейник, найденный, например, на воротнике пальто убитого, может оказаться важнейшей уликой. Его необходимо в обязательном порядке правильно изъять и сдать на ботаническую экспертизу.
— Ботаническую? Впервые слышу.
— Эта экспертиза покажет, что по составу почвы растение произрастает в определенных уголках нашей страны. После этого можно предполагать, откуда оно могло быть привезено. Это один из примеров — следователю нужно хвататься за каждую зацепку при расследовании сложных преступлений. Это показывает, что репейник не нужно отрывать от воротника и выкидывать. Нужно понимать, что каждый волосок имеет важность.
Сейчас, конечно, нам стало намного проще работать. Появилось много технических новинок. А раньше… Вот вы наверняка не знаете, что лучшим прибором следователя-криминалиста для поиска зарытых в землю трупов в послевоенное время были свиньи!
— Вы как в воду смотрели, конечно, не знал!
— Да. На самом деле для поисков трупов привлекались обыкновенные домашние хрюшки. И очень успешно. Допустим, труп спрятан на большом участке земли. Свиньи намного лучше собак чуют гнилостные изменения мертвого тела. Они начинают рыть почву, как будто ищут желуди. Можно не сомневаться, что парочка этих животных через небольшой промежуток времени отыщет то, что нам нужно. Поэтому если по каким-то обстоятельствам у тебя нет под рукой георадара, нужно смело идти на свиноферму!
Труп всплыл во время пикника
— Вы помните свое первое дело?
— Почему-то первое раскрытое преступление не запомнилось. Зато хорошо помню проверку, которую мне устроил руководитель. В Химках был застрелен местный бандит средней руки. Мы поехали на осмотр места происшествия. Там начальник убедился: вид мертвого тела, издающего специфический запах, меня ничуть не смущает. В обморок я не падаю, команды выполняю. После того как закончили осмотр трупа, он предложил мне поехать пообедать. В столовой я плотно и с удовольствием поела. А оттуда мы поехали… в морг.
— Это же издевательство, в такое место после плотного обеда!
— У нас так часто бывает! На это даже внимания не обращаешь. В общем, экзамен я сдала. Начальник потом рассказывал: увидел, как я помогала патологоанатому вычищать мозг из черепной коробки, да после такой трапезы, — и сразу понял, что толк из меня будет.
— Есть универсальный рецепт — как раскрыть сложное преступление?
— Прежде всего нужна крепкая связка оперативника и следователя. Без этого ни сложное, ни легкое преступление не раскроется. В 2013 году пропали мама с дочкой. Женщины были уже в возрасте — маме 74 года, дочери исполнилось 49. А они богатые наследницы. Умерший муж содержал звероферму и все оставил жене с дочерью — пять квартир в Люберцах и землю в Раменском районе. И вот в полицию поступило заявление от очень дальней родственницы о том, что они давно не выходят на связь. Мы ломаем дверь, входим в квартиру. А у нас сейчас есть фантастический прибор под названием люминол. При затемнении квартиры он «видит» следы крови, как бы их ни пытались замыть. И там находим следы. Это показывает, что бабушек, по идее, в живых не должно быть. Даже к экстрасенсам обращались.
— К штатным!?
— Почти. На нас работают несколько человек. Помогают они довольно успешно. По этому делу они дали нам справку, что женщины убиты.
— Эта справка официальная?!
— Вполне. Не смотрите на меня так скептически — подшивается в уголовное дело, так же как и другие документы. Через некоторое время оперативники МВД дали нам информацию, что в Люберцах выставляется сразу несколько квартир и земля на продажу нелегально. С одним пакетом документов.
— Что это значит?
— Значит, убийцы продают недвижимость, оформленную на своих жертв, не переделывая документы. Схема простая: убиваются все собственники и наследники, а их имущество продается на «черном рынке» в три раза дешевле. Так у нас появились подозреваемые. Ими оказались два выходца из Армении, дядя с племянником. Взяли их вместе с ОМОНом. Дядя как кремень — не признавался ни в какую. А племянник немного посопротивлялся, но потом «поплыл». Труп старшей женщины они завернули в ковер и выбросили с моста в Москву-реку. Ее дочь долго возили по дорогам, уговаривали рассказать еще о каком-нибудь имуществе, а потом задушили. Тело присыпали мусором и ветками в лесу на границе Раменского района.
— Тела нашли быстро?
— Закопанный — да. Хотя племянник начал юлить, возить нас не по тому маршруту, по которому ездил с убитой. У оперативников и понятых, которых обычно на такие мероприятия берут заранее (где их потом в лесу искать!), стали сдавать нервы. Я вижу, что подозреваемый пытается нас запутать, и завела с ним душевный разговор. И, знаете, получилось. Он даже как-то проникся ко мне доверием — до такой степени, что потом рассказал еще об одном убийстве на счету банды.
— А тело матери?
— Его искали гораздо дольше. На месте сброса тела в воду работали водолазы, но все тщетно. Нашли только через полгода. Как всегда, такое случается совсем неожиданно. Я всем сказала, чтобы при обнаружении любого неопознанного трупа сразу звонили ко мне. И вот я с семьей отдыхаю на берегу Москвы-реки. Хорошая теплая весенняя погодка, жарим шашлыки. Звонит мне следователь и докладывает: в воде обнаружен труп женщины, на вид около 70 лет. В груди екнуло — мой, думаю, точно. Сажусь в лодку с мужем, и идем вниз по течению. Через метров пятьсот причаливаем. Прошу медика осмотреть труп. На улице жарища, и вонь стоит такая, что дышать невозможно. Он мне категорически отказывает: мол, в морге осмотрю. Ну, я беру перчатки, переворачиваю тело и вижу: у женщины отсутствует правая грудь. А это особая примета. Так мы и нашли вторую убитую. Потом был суд, и бандиты получили по заслугам.
— А как бандиты узнали о существовании этой семьи?
— От бывшего компаньона умершего мужа совершенно случайно.
— Вы говорили, что один из убийц хотел признаться еще в одном преступлении?
— А он и признался. Племянник, чтобы скосить себе срок, дал полный расклад по убийству бывшей сожительницы своего дяди. Хотя в нем он и не участвовал. Это убийство вообще у нас не проходило.
— Почему?
— Так получилось. Эта бывшая сожительница дяди нашла себе другого мужчину и зажила с ним счастливо, можно сказать, душа в душу. Ее муж был довольно обеспеченным человеком. Дядя с племянником похитили этого мужчину и начали требовать, чтобы он переписал на них все имуществом. Держали пленника на даче за городом, приковали цепью к кровати, обкололи наркотиками, пригрозили убийством. Каким-то образом женщина узнает, что к похищению нынешнего мужа причастен ее бывший ухажер. Она встретилась с ним и заявила, что если они не отпустят ее суженого, то она пойдет в полицию.
— Я так понимаю, его не отпустили?
— Опустили, но позже, после того как поняли, что от него ничего не добиться. А тогда бывшая сожительница написала заявление в органы, но по странному стечению обстоятельств на следующее утро... погибла на пожаре у себя на даче. И тут племянник мне говорит, что она не сгорела, а дядя ее убил двумя выстрелами из пистолета. Еле-еле мне удалось уговорить родственников на эксгумацию тела. И представьте себе: при повторном осмотре сгоревшего трупа эксперт нашел в позвоночнике пулю, а на теле два пулевых отверстия. Вот так и раскрыли совсем не очевидное убийство. Сейчас готовим его к передаче в суд.
Педофилы в белых халатах
— Уголовные дела педофилов тоже в вашей компетенции?
— Да, конечно, в нашей. Эти тоже дела категории особой сложности, потому что в них фигурируют дети. Пожалуй, самым сложным был случай, когда сексуальному насилию подверглась несовершеннолетняя девочка с отставанием в умственном развитии.
— Ее изнасиловали?
— Дело было возбуждено по статье «Насильственные действия сексуального характера». Красивая 15-летняя девчонка, физическое развитие на этот возраст, а вот умственное — лет на пять. С детьми в песочнице играла. Как-то мама после прогулки повела ребенка домой, а она вдруг побежала в соседний подъезд и начала стучать в дверь незнакомой квартиры! Родительница выяснила, что в этой квартире дочь регулярно играет с взрослыми мужчинами в доктора — они ей лечат зубки. Как выяснилось позже, мужчина занимался оральным сексом с ребенком. Вот здесь-то и начался самый сложный этап — сбор доказательств. Все понимают, что только слова не вполне нормального ребенка в суде значения иметь не будут. Но нам очень помог психолог.
— Что он делал?
— Пытался разговорить девочку. Нужно было найти детали, которые она могла знать, только побывав в этой квартире. Мы выяснили, что два брата под разными предлогами заманивали девочку в жилище и там над ней, можно сказать, издевались. Они надевали белые халаты и спокойно делали свое черное дело. Бедняжка подробно описала квартиру — например, рассказала, что на стене у дяди были нарисованы красивые большие кошечки, а кровать «лежит» на полу. Когда мы там делали обыск, то все подтвердилось: на стене в зале красовался огромный ковер с тиграми, а вместо кровати на полу валялся матрац. И тайну белых халатов мы выяснили. Жена извращенца работала в парикмахерской. Так он с братцем и пользовался униформой супруги, пока та была на работе. Психолого-психиатрическая экспертиза показала, что ребенок в силу своего умственного развития не мог придумать то, что рассказал. Суд принял это во внимание, и оба педофила отправились на 10 лет в колонию строгого режима.
Запах — свидетель обвинения
— Насколько я понял, выводы экспертизы является важнейшей доказательной базой в уголовном деле?
— Да, это так. Был один случай, в котором суд счел выводы запаховой экспертизы единственными доказательствами при вынесении обвинительного приговора. Три молодые женщины от 25 до 30 лет поздно вечером возвращались из гостей домой. Конечно, как водится, немного выпили, и у всех было прекрасное настроение. На остановке плюгавенький мужичонка попросил у них закурить, те посмеялись, ничего ему не дали и пошли по тропинке. Неожиданно сзади на них напал неизвестный. Одну бьет несколько раз ножом, вторую, третью. В результате у нас один труп сразу на месте, а у двоих тяжелые ранения. Нападавший забрал у своих жертв сумки и телефоны. Сумки мы нашли потом неподалеку. Понимаем, что преступник трогал их руками, значит, оставил свой запах. Мы изымаем ручки от этих изделий. А запах человека индивидуален, как и гены ДНК, и отпечаток пальца. Кстати, в запаховую экспертизу — она еще называется одорологической — обычно никто не верит!
— Почему?
— Сама не могу понять. Но все к ней относятся скептически. Так вот, ручки от сумок мы упаковали в фольгу, чтобы зафиксировать запах. В лаборатории этот запах вытягивается вакуумом. Он хранится у них три года, до появления лица, с которым нужно будет сравнивать этот запах. У подозреваемого берется кровь на марлю, высушивается, а потом передается экспертам. Дальше уже над материалом работают собаки-детекторы. Экспертизу проводят пять животных под руководством кинолога. Если хотя бы одна собака покажет, что запах на марле не соответствует запаху из банки, то это считается отрицательным результатом. Нашли мы злодея чисто случайно. Он напал на одинокую девушку. Женщине повезло — рядом оказался смелый мужчина. Он скрутил разбойника и передал его сотрудникам ППС. Стали разбираться, а он похож на нашего убийцу. Взяли его в работу. Но прошло уже много времени, да и женщины его особо не запомнили. Единственным доказательством в нашем деле оказались результаты запаховой экспертизы. Уже потом этот негодяй признался еще в одном убийстве своей сожительницы. Правда, ту он забил до смерти металлической трубой. Все свои действия и поступки он объяснил коротко: «Ненавижу женщин».
— Вообще существует тенденция — в каком возрасте человек скорее может решиться на убийство? Есть какая-нибудь критическая точка?
— Да нет такой тенденции. Убивает и стар и млад. Это хорошо видно по последнему раскрытому убийству, которое мне досталось. Пенсионеры, инвалиды второй группы, зверски убили свою знакомую, такую же пенсионерку. Все тело было изрезано ножом, а шея и рот перемотаны скотчем. В квартире все было залито подсолнечным маслом и засыпано перцем. Из вещей пропали цветной телевизор, две банки красной икры и три хвоста малосольной селедки. Начинаем выяснять, кто был вхож в дом. Таких людей оказалось немного. Среди них чета пенсионеров. Опера решили зайти к ним в гости. Зашли, а там телевизор — такой же, как в квартире погибшей, икра и рыба в холодильнике. На вопрос, зачем убили, мы услышали довольно банальный ответ: «Нужны были деньги на онкологическую операцию». Они пришли к ней в гости и попросили 10 тысяч рублей. Женщина не дала им ничего, хотя, как утверждают задержанные, обещала. Тогда гостья начала сзади связывать ее скотчем, а ее муж стал бить кухонным ножом. Всего мужчина нанес ей больше тридцати ран! После этого убийцы облили пол подсолнечным маслом и насыпали вокруг черного и красного перца — как они потом объяснили, чтобы полицейские собаки не взяли след. На допросе они сказали, что видели это по телевизору в детективных сериалах.
— Вы дома кто — следователь-криминалист или любящая жена и мама?
— Я надеюсь, что в родных пенатах я все-таки жена и любящая мама. За столько лет службы муж от меня не сбежал — это уже о чем-то говорит! Хотя иногда он щелкает перед моим лицом пальцами и говорит: «Наташа, остановись, ты уже дома!»